Главная » Статьи » Из интернета

Гаджет зависимость. Коммуникационная зависимость.
          Деткам от 12 до 18 лет предложили добровольно провести восемь часов наедине с самим собой, исключив возможность пользоваться средствами коммуникации (мобильные телефоны, интернет). При этом им запрещалось включать компьютер, любые гаджеты, радио и телевизор. Зато разрешался целый ряд классических занятий наедине с собой: письмо, чтение, игра на музыкальных инструментах, рисование, рукоделие, пение, прогулки и т.п.

            Автор эксперимента хотела доказать свою рабочую гипотезу о том, что современные детки чересчур много развлекаются, не в состоянии сами себя занять и совершенно не знакомы со своим внутренним миром. По правилам проведения эксперимента, дети должны были прийти строго на следующий день и рассказать, как прошло испытание на одиночество. Им разрешалось описывать своё состояние во время эксперимента, записывать действия и мысли. В случае чрезмерного беспокойства, дискомфорта или напряжения психолог рекомендовала немедленно прекратить эксперимент, записать время и причину его прекращения.

На первый взгляд, затея эксперимента кажется весьма безобидной. Вот и психолог ошибочно полагала, что это будет совершенно безопасно. Настолько шокирующих результатов эксперимента не ожидал никто. Из 68 участников до конца эксперимент довели только лишь ТРОЕ - одна девочка и два мальчика. У троих возникли суицидальные мысли. Пятеро испытали острые "панические атаки". У 27 наблюдались прямые вегетативные симптомы - тошнота, потливость, головокружение, приливы жара, боль в животе, ощущение "шевеления" волос на голове и т.п. Практически каждый испытал чувство страха и беспокойства.

            Новизна ситуации, интерес и радость от встречи с собой исчезла практически у всех к началу второго-третьего часа. Только десять человек из прервавших эксперимент почувствовали беспокойство через три (и больше) часа одиночества.

 Героическая девочка, доведшая эксперимент до конца, принесла своему психологу дневник, в котором она все восемь часов подробно описывала свое состояние. Тут уже волосы зашевелились на голове у психолога. Из этичных соображений, она не стала публиковать эти записи.

            Что делали подростки во время эксперимента?

 — готовили еду, ели;

 — читали или пытались читать,

 — делали какие-то школьные задания (дело было в каникулы, но от отчаяния многие схватились за учебники);

 — смотрели в окно или шатались по квартире;

 — вышли на улицу и отправились в магазин или кафе (общаться было запрещено условиями эксперимента, но они решили, что продавцы или кассирши — не в счет);

 — складывали головоломки или конструктор «Лего»;

 — рисовали или пытались рисовать;

 — мылись;

 — убирались в комнате или квартире;

 — играли с собакой или кошкой;

 — занимались на тренажерах или делали гимнастику;

 — записывали свои ощущения или мысли, писали письмо на бумаге;

 — играли на гитаре, пианино (один — на флейте);

 — трое писали стихи или прозу;

 — один мальчик почти пять часов ездил по городу на автобусах и троллейбусах;

 — одна девочка вышивала по канве;

 — один мальчик отправился в парк аттракционов и за три часа докатался до того, что его начало рвать;

 — один юноша прошел Петербург из конца в конец, порядка 25 км;

 — одна девочка пошла в Музей политической истории и еще один мальчик — в зоопарк;

 — одна девочка молилась. 

 Практически все в какой-то момент пытались заснуть, но ни у кого не получилось, в голове навязчиво крутились «дурацкие» мысли.

 Прекратив эксперимент, 14 подростков полезли в социальные сети, 20 позвонили приятелям по мобильнику, трое позвонили родителям, пятеро пошли к друзьям домой или во двор. Остальные включили телевизор или погрузились в компьютерные игры. Кроме того, почти все и почти сразу включили музыку или сунули в уши наушники.

 Все страхи и симптомы исчезли сразу после прекращения эксперимента.

 63 подростка задним числом признали эксперимент полезным и интересным для самопознания. Шестеро повторяли его самостоятельно и утверждают, что со второго (третьего, пятого) раза у них получилось.

 При анализе происходившего с ними во время эксперимента 51 человек употреблял словосочетания «зависимость», «получается, я не могу жить без…», «доза», «ломка», «синдром отмены», «мне все время нужно…», «слезть с иглы» и т. д. Все без исключения говорили о том, что были ужасно удивлены теми мыслями, которые приходили им в голову в процессе эксперимента, но не сумели их внимательно «рассмотреть» из-за ухудшения общего состояния.

 Один из двух мальчиков, успешно закончивших эксперимент, все восемь часов клеил модель парусного корабля, с перерывом на еду и прогулку с собакой. Другой сначала разбирал и систематизировал свои коллекции, а потом пересаживал цветы. Ни тот, ни другой не испытали в процессе эксперимента никаких негативных эмоций и не отмечали возникновения «странных» мыслей.

 Получив такие результаты, школьный психолог испугалась. Гипотеза гипотезой, но когда она вот так подтверждается… А ведь надо еще учесть, что в эксперименте принимали участие не все подряд, а лишь те, кто заинтересовался и согласился. 

Источник

 

От руководителя проекта «Стань счастливым».

Сначала цитата из М.Л.Бутовской:  «Монотонно повторяемые действия… стимулируют выработку эндорфинов в гипоталамусе человека, которые принадлежать к группе эндогенных опиатов (морфинов). Повышенный уровень этих веществ в организме создает легкий наркотический эффект». В 1977 году Dunbar опубликовал подробное исследование этого процесса на примере любителей бега трусцой. «Когда их лишают привычной пробежки, они испытывают симптомы, сходные с наркотической ломкой: нервное напряжение, тревогу, порой даже легкую лихорадку».

Похоже? 

Кстати, у трудоголиков – тот же процесс. Именно поэтому многие сегодняшние компьютероманы легко могут перейти к трудоголии. Впрочем, это видно и по тем «замещающим» занятиям, которые выбирали участники эксперимента: пешая ходьба, вышивка и т.п. То есть повторяющиеся, монотонные действия вполне могут быть заменой, более социально приемлемой, зависимости от гаджетов и компьютера  (вышивка, вязание, склеивание моделей, чтение, занятие на тренажерах и т.п.). А вот творческая деятельность у таких детей-подростков-взрослых будет затруднена: конструирование, рисование, сочинение прозы или поэзии, как, впрочем, любая креативная деятельность. Кстати, люди склонные к зависимости, легко переходят от более легких форма (компьютеромании) к более тяжелым (алкогольная, химическая).
            Проводила исследование нестандартности мышления в 4 классе: уровень креативности, гибкости, неординарности мышления достаточно низкий, зачастую ниже возрастной нормы.
            Вот и задумаемся.

 

Категория: Из интернета | Добавил: MariaAl (25.03.2013)
Просмотров: 2170 | Теги: зависимость, психолог, игровая зависимость, компьютеромания, психология, компьютерная зависимость, воспитание | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Из интернета [119]
Интересные материалы, найденные на просторах интернета
Авторские [159]
Статьи различных авторов, согласившихся предоставить свои произведения нашему сайту.
Облако тегов