Главная » Статьи » Авторские

Желание учиться или ценность образования

Мы все очень хотим, чтобы наши дети получили хорошее образование. Чтобы ходили в школу с удовольствием. Чтобы учились упорно и настойчиво. И понимаем под этим не только стандартную школьную программу, но и так называемое «дополнительное образование», высшее образование.

           Является ли образование залогом успеха и благополучия – отдельная история. (На самом деле, увы, нет). 

Как мы относимся к людям образованным, профессионалам? Сначала несколько примеров. 

История первая. Помню, в 70-ые, работала в нашем институтском ВЦ (компьютеры тогда были большииииие!). Мой начальник был обыкновенный доморощинер-коекакер. Однажды в своем опыте он столкнулся с проблемой, что программный сбой произошел из-за вируса, сочиненного студентами-третьекурсниками. С тех пор любые неполадки в наших программах он объяснял именно этим, а на все попытки объяснить реальную причину, смотрел на меня как на последнюю дуру и начинал разговоры, что я не понимаю элементарных вещей и не разбираюсь в программировании и статистическом анализе и не пора ли меня «того», уволить. 

История вторая. У ребенка-дошкольника часто болела голова. Бабушка отговаривала родителей идти к врачу: «И у тебя, сынок, голова в детстве болела, и у твоего брата, и у Марека, моего племянника. Это у вас семейное. Ну, обследовали мы тебя. Сколько по врачам таскались, сколько денег заплатили! Оказалось – просто давление низковато, надо витаминчики попить. Вот и вы, не мудрите, не мучьте ребенка, а просто купите обычные витаминки и попейте». Бабушку слушались – семья мусульманская, как не послушать! У ребенка оказалась опухоль мозга. Не спасли. Муж пришел ко мне работать с чувством вины, долго выбирал специалиста: его интересовали не пол, возраст и вероисповедание, а уровень профессионализма в работе с данной проблематикой. 

История третья. Общаюсь на сайте, посвященном вопросам семьи и брака. (Всё-таки детский и семейный психолог!) И регулярно сталкиваюсь с мнением: «Мало ли что тут всякие психологи говорят, а вот из моего опыта и всех моих знакомых…» или «Я вот тут обобщил опыт своей семьи и могу вам точно сказать…», «Да вы все специалисты (непечатное слово) ничего не знаете, верите своим книжкам, а вот я со своим опытом…» и тому подобное.    Недавний конкретный пример: «Что касательно книжек… ведь их пишут те же люди. И фильтруют их к потреблению, тоже они. А по сему, всё, опять же упирается в саму личность человека: способен он адекватно (т.е., критически, осмысленно, ГЛУБОКО, на основе собственных, по крупицам накопленных и систематизированных знаний) воспринимать информацию? И тут любой опытный и думающий человек такому, с позволения сказать, психологу даст 100 очков вперед.» 

Смешно? Грустно? Знакомо? 

Но ведь наше отношение к профессионалам, к их знаниям, умениям, навыкам мы транслируем, даже внушаем, нашим детям. Именно на их неокрепшее, несформировавшееся сознание ложится родительское: «Да что может понимать эта полуграмотная воспиталка?», «Ах эта истеричная училка у вас в школе!», «Подумаешь, психолог какой-то!», «Ну что эта узкоглазая врачиха знает!» и т.п. А то еще и супругу/супруга пнём: «Ты со своим техническим образованием даже стиральную машину как следует включить не можешь»! 

То есть профессионализм, образование, навыки и практический опыт работы по специальности низводится, уничижается, умаляется. И это не только потому, что данные конкретные профессионалы действительно плохи (ну бывает!), но и немножко из ревности, чтобы поддержать свой, родительский авторитет («Уж мама с папой-то лучше знают, они любого профессионала оценить могут»). 

А потом, в подростковом возрасте, мы пытаемся заставить наших чадушек учиться, рассказываем о ценности образования, необходимости хороших оценок и поступления в престижный ВУЗ. Боремся за свой авторитет! За право указывать, ссылаясь на свои знания, опыт, образование. 

Поздно. 

 

Да, совершенно согласна с Вами:

 ПРОФЕССИОНАЛЫ, те, кто учился, читали много и разнообразной литературы, знакомы с различными мнениями различных авторов, знают фактологию более подробно и имеют доступ к соответствующим источникам, постоянно совершенствуются и много читают по специальности.

 А "Доморощениры" прочтут одну-две книжки популярных наискосок, присочинят "из личного опыта" (никакого отношения к научному подходу не имеющему - как всякая нерепрезентативная выборка) и уже составили мнение, истинное, как Библия. 

            Именно об этом я и писала. Рада, что и любители иногда понимают эту разницу. 

Любая профессия и профессионализм достойны уважения. К мнению профессионалов стоит прислушиваться, даже если весь личный опыт говорит обратное.

 

Что касательно книжек и прочих источников.

 Сложный вопрос. Ведь их пишут 90% процентов эти же люди. И фильтруют их к потреблению, тоже они.

            А по сему,  всё, опять же, упирается в саму личность человека: способен он адекватно (т.е., критически, осмысленно, ГЛУБОКО, на основе собственных, по крупицам накопленных и систематизированных знаний) воспринимать информацию? Это одно. И со всем другое, когда он воспринимает эту информацию как библию и руководство с алгоритмами мыслей и действий.


 Расницына М.С., детский и семейный психолог 

Категория: Авторские | Добавил: MariaAl (29.09.2012)
Просмотров: 994 | Теги: воспитание, образование, семья, дети | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Из интернета [119]
Интересные материалы, найденные на просторах интернета
Авторские [159]
Статьи различных авторов, согласившихся предоставить свои произведения нашему сайту.
Облако тегов