Главная » Статьи » Авторские

Особенности развития мозга по-русски
Клиенты: родители (под сорок) и единственный ребенок (5 класс).

Запрос: ребенок не умеет самостоятельно делать уроки, правильно распоряжаться карманными деньгами, принимать решения и отвечать за их последствия.




Терапевт: Что вы подразумеваете под самостоятельно делать уроки?

Мать: Без напоминаний. Чтобы мне не приходилось постоянно ему говорить, напоминать, повторять. И чтобы даже проверять не нужно было - всё сам делал. Я в его возрасте делала уроки сама, родители поздно с работы приходили. Не следили, не проверяли. Я очень хорошо училась.

Отец: Да, я тоже всё сам делал. Уж в средней школе - точно. Помню. А этот балбес... Может, это поколение вырождается? Из-за компьютеров?

Терапевт: А как это было раньше? В первом классе, в четвертом?

Мать: Они на продленке должны были делать. Но там шум-гам. Да и учителю продленки всё по фигу. Он часто приходил с недоделанными уроками. А уж устные - всегда я с ним делала. После работы.

Терапевт: А как вы узнавали, что уроки не сделаны? Петя (сын) вам рассказывал?

Мать: Да какое там! Приходила и первым делом брала дневник и проверяла. Тетради тоже проверяла. Если задание не записано, звонила родителям одноклассников.

Отец: Даже ужин приготовить не всегда успевала. Если я приходил, а уроки не сделаны, тоже подключался. Не били, конечно. Ругали, стыдили. Столько сил на это потратили. Думали, сейчас повзрослел, в средней школе уже. Должен быть самостоятельным...

Мать: Я уже и кричала иногда. Знаю, что не правильно, но после работы уже сил нет, а тут еще уроки... Часто до полуночи сидели.

Отец: С нами так никто не занимался. Ему просто повезло, я считаю. А он...

Терапевт: Бывало, что он всё-таки не делал какие-то уроки? Забывал, не успевал? Просто не приносил вовремя в школу карандаши-краски или форму физкультурную? Что тогда?

Мать: Ох, это ужас какой-то! Учительница двойки ставила, замечания писала, вызывала и так чехвостила! А ведь он даже не записал! Могла прямо на работу позвонить - стыда не оберешься! Я уж так старалась, а он...

Терапевт: Да, для вас это было ужасно! А для вашего сына? Как это было для него?

Отец: А ему что? Как об стенку. Ругаешь его, а он молчит. Как сейчас. Тебе не стыдно? Молчишь! Стыда у него нет. Это что, поколение такое?

(Во время всего разговора мальчик сидит молча, но участвует в разговоре "мимически": хмурит лоб, поднимает брови, удрученно кивает головой и т.п. На прямые вопросы, если их удается задать, отвечает неопределенным мычанием и кивает на родителей).

Терапевт: Правильно ли я поняла: до мая прошлого года Петя не делал уроки самостоятельно и, кроме ваших замечаний, не нес никакой ответственности за не сделанные уроки?

Отец: Что значит "не нёс ответственности"?! Мы всегда говорили - это ты не сделал, ты виноват!

Терапевт: Извините, не так выразилась: учитель спрашивала уроки не только с Пети, но и с вас.

Мать: Да, естественно. И это было очень неприятно, что он меня позорил.

Терапевт: Если бы вы не ходили в школу, не откликались на вызовы и телефонные звонки?

Мать: Как можно! Она и так постоянно упрекала, что мы недостаточно занимаемся с ребенком.

Отец: Вообще-то, это она - учитель. Могла бы научить! Только на продленке у них какая-то другая, ленивая пофигистка. Что за школа такая - только в нашей стране. Типичный совок!

Терапевт (осторожно): Вы никогда не обучали его самостоятельному приготовлению уроков?

Отец: Чему тут учиться? Дорос - делай. Я в его возрасте знаете какой был! (следует история типа "по морозу до школы пешком 5 км и т.п.)

Терапевт: Да, вы были замечательным ребенком. Очень хорошим сыном... Да-да, вы (матери) тоже! Очень самостоятельными и ответственными! И сейчас, несомненно, такие же.

Мать: А вот он... Может, лекарства какие-то попить?

(Брови мальчика поднимаются на немыслимую высоту, но он согласно кивает.)

Терапевт: Давайте сначала разберемся, что там с остальными вашими проблемами. Что не так с карманными деньгами?

Отец: Мы приняли решение - вместе, даже с ним обсуждали - пора давать карманные деньги. Они в школе плохо питаются: на булочку. Или полезное что-нибудь купить.

Мать: Сначала давали просто так, каждый месяц...

Терапевт: Когда начали? Сколько давали?

Мать: Да мы не бедные. Начали с двух тысяч. Прямо с сентября. Договорились, что будем давать в конце месяца. Но он уроки не делал, поэтому дали только одну.

Отец: Пусть помнит: без труда... ничего не получится. Не в такой стране мы живем!

Терапевт: То есть вы изменили правила уже после того как договорились?

Мать: Но ведь он уроки сам не делал.

Терапевт: Да, понятно. И как тебе это, Петя? А как ты их потратил?

Отец: Неправильно! Мы ему запрещаем кока-колу и всю эту иностранную газировку - вредно. А он взял и купил! Говорит, после физкультуры пить хотелось. Так в классе куллер стоит!

Терапевт: Вы считаете, что свои карманные деньги он должен тратить каким-то определенным образом?

Мать: Ну не во вред же здоровью!

Отец: Надо было отложить половину - про запас, а остальное тратить разумно, распределить на весь месяц. Я ему потом говорил, да что толку!

Терапевт: Вы объяснили ему как нужно, с вашей точки зрения, правильно распределять деньги?

Отец: Да, объяснил. Весь октябрь повторял! А он опять! Не отложил ничего и профукал всё на конфеты и газировку. Причем какие-то некачественные - мы такие никогда не покупаем.

Терапевт: И что тогда?

Мать: Мы перестали ему давать деньги.

Отец: Пусть сначала научится их тратить.

Терапевт: Как научится? Без тренировки? Значит, вы ему объясняете и он полагаете, что он должен научиться по вашим объяснениям? Не всему так можно научиться. Например, сколько мне не объясняй как писать теоретически, дети достаточно долго этому учатся на практике. Не сразу получается, ошибки делают.

Отец: Но это же разные вещи! Он уже большой и должен понимать.

Мать: Что ж мы ради его упражнений должны выбрасывать деньги? Да еще рисковать его здоровьем?

Терапевт: Попробуйте, например, воспринимать эти деньги как потраченные на обучение.

Мать: Мне эта идея не нравится.

Отец: И сколько я должен на это потратить? Вот американские дети умудряются из карманных денег себе на обучение отложить. Да еще подрабатывают!

Терапевт: Вы хотели бы, чтобы Вася подрабатывал?

Мать и отец (одновременно): Нет! Мы не бедные! Он и так не учится! Везде преступники!

Терапевт: Да, понимаю, вы очень заботливые родители. И это действительно не простой вопрос - деньги. Вы жаловались еще на петино неумение принимать решения и отвечать за последствия. Думаю, тут есть что-то общее. И проблема не только в Васе. Понимаете, наш мозг развивается уже после рождения. Что-то в младенчестве: помните, новорожденный не может точно управлять своими ручками и иногда может даже попасть себе в глаз?

Мать (умиленно): Да-да.

Терапевт: Мозг формируется постепенно. И та часть, которая отвечает за логику, умение планировать, контролировать начинает формироваться только в конце начальной школы, а заканчивать формироваться может аж до 25 лет. И для этого нужны определенные условия, обучение...

Отец: Что же я в детстве... Я с психологом не занимался...

Терапевт: Да, похоже, у вас всё это происходило достаточно рано, были подходящие условия, развивающая среда: другое отношение в школе, в семье...

Мать (встревоженно): Он что, больной?

Терапевт: Нет, ну что вы! Просто так, нормально кстати, развивается. Просто у него нет тех условий, развивающей среды...

Отец: Это что, специфика развития мозга у нас в стране?

(И тут я сломалась... То есть вежливо дослушала и попросила придти через неделю, чтобы я могла обдумать их  сложный и такой  необыкновенный случай. Работаем...)


М.С.Расницына


NB: История собирательная, все имена изменены, все совпадения случайны.
Категория: Авторские | Добавил: MariaAl (03.02.2015)
Просмотров: 503 | Теги: психолог, детский психолог, обучение, успеваемость, ребенок, воспитание, семья, ШКОЛА, юмор, возрастная психология | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Из интернета [119]
Интересные материалы, найденные на просторах интернета
Авторские [159]
Статьи различных авторов, согласившихся предоставить свои произведения нашему сайту.
Облако тегов