Главная » Статьи » Авторские

Небесплатное образование: психология перехода


История вопроса.

Бесплатное обучение грамоте, письму, счету долгое время было прерогативой церкви. И церковь в обмен на бесплатные знания получала возможность пропагандировать свои идеи, ценности образ жизни.  Иное образование (надомное) было платным. Учились тут немного другому: помимо грамоты и счета (практически в том же, небольшом, объеме) в образование чаще всего входили этикет, иностранные языки, танцы, верховая езда, фехтование или рисование, пение. Существовала профессия учитель. С такого учителя можно было спросить результат. И хозяин, платящий деньги, далеко не всегда относился к учителю с уважением. Обе эти формы были не обязательными, но желательными, достаточно престижными: образованный человек больше ценился в любом классе общества.

Платные школы были неким компромиссом между этими исходными направлениями. Там с одной стороны, учитель был авторитетом для учеников, но подчиненным для нанимателей (владелец, попечительский совет), он получал мзду (зарплату) за обучение, а пропаганда идеологии по-прежнему занимала немалое место в учебной программе. Престиж образования продолжал расти. Образование всё больше и больше отделялось от церкви.

И настало время, когда образование стало нужно не только семье, отдельному человеку, но и государству. Тогда появилось обязательное бесплатное образование. В нашей стране переход ко всеобщей грамотности совпал с возникновением новой формы общества, новой формы управления. Естественно, что новая, советская власть, резко отмежевала образование от старой идеологии (отделение образования от церкви) и заменило старую (религиозную) идеологию новой, коммунистической. Те, кто бескорыстно «несли свет образования» в темные народные массы вызывали уважение, восхищение. Им были благодарны: теплые слова, цветы, подарки от чистого сердца. А так же авторитет, трепетное послушание. Психология общества меняется достаточно медленно и бабушки-дедушки нынешних школьников еще относятся к учителям примерно так.

 

Бесплатно ли бесплатное.

В настоящее время учителя – не комсомольцы-активисты, работающие за идею, не светочи знания среди безграмотных крестьян, а государственные служащие, получающие заработную плату за свой труд. Школьные здания строятся и ремонтируются. В них есть необходимое оборудование. И всё это поступает из государственного бюджета. То есть за образование в обычной школе платить государство. Из собранных налогов. В том числе налогов, которые платят родители учащихся.. Оно НЕ бесплатное. И, естественно, кто платит, тот и «заказывает музыку»: выбирает предметы, их объем, условия обучения, идеологию. Конечно, родители могут принимать участие в этом процессе через родительские комитеты, попечительские советы и т.п. Но школа всё еще ощущается как бесплатная. А значит, учителя – как бескорыстные люди, отдающие свои знания детям. Благодарность учителю, как цена его труда, подразумевается и учителями, и родителями. Я – бесплатно учу, вы – испытываете благодарность. Сколько благодарностей стоит иностранный язык? А история?

Но ведь деньги – мера труда. Труд может быть оплачен не только благодарностями, но и деньгами. Или каким-то иным образом, например, подарками, «борзыми щенками». Можно сочетать две формы оплаты: и деньги, и благодарности. Тогда надо предупреждать о цене: «да, я согласен получать не самую большую зарплату, но рассчитываю на уважение ко мне как к специалисту и букет со словами благодарности за мой труд к каждому празднику».

Сейчас есть различные варианты платного или частично платного образования: семейное, домашнее, коммерческое и т.п. В этом случае положение учителя сравнимо с положением платного учителя в любую другую эпоху: он трудится – ему платят – он предлагает программу – его контролируют, с него спрашивают результат. Нанимателю заранее известна цена: в денежных знаках. Благодарность и уважение – бонус, а не основная оплата. И преподавать в таких условиях не так просто. Родители-наниматели не готовы зря тратить деньги.

Но и так называемые «бесплатные» школы всё чаще сталкиваются с таким отношением. Родители учатся отстаивать свои интересы и интересы ребенка, требуют определенных условий. И, так уж получилось, перестали считать себя обязанными выражать благодарность. Ведь учителя получают зарплату, деньги за свой труд. Может и не всегда большую, но и не самую маленькую. Из их, родительских, налогов. А о благодарностях мы не договаривались! А договор звучал бы так: «я получаю зарплату из ваших налогов, но рассчитываю еще на признание и уважение от вас, дорогие родители, и от ваших детей». Или не рассчитывать на благодарность, а работать исходя и тех условий, которые есть.

То есть учитель из некого гуру, светоча знаний, превращается в служащего, предоставляющего образовательные услуги, обслугу. Почти слугу. Особенно это изменение отношения заметно в крупных городах, в той же Москве. Учителям, приехавшим суда в поисках «лучшей доли» очень не просто приспособиться к своему новому положению.

 

Эта новая форма отношений еще очень непривычна. И для родителей: бывают перегибы и в ту, и в другую сторону: от откровенного хамства и несоразмерных претензий до прямого подкупа, подмазывания подарками. И для учителей: чувство обиды, разочарования из-за «недополученной доплаты в благодарностях», манипулирования, попытки вымогательства. Нам всем еще предстоит построить новые психологические отношения. Давайте вместе учиться этому!


М.С.Расницына

Категория: Авторские | Добавил: MariaAl (03.10.2014)
Просмотров: 403 | Комментарии: 1 | Теги: ШКОЛА, образование, учитель, психология | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Из интернета [119]
Интересные материалы, найденные на просторах интернета
Авторские [159]
Статьи различных авторов, согласившихся предоставить свои произведения нашему сайту.
Облако тегов