Главная » Статьи » Авторские

МЫШЛЕНИЕ не равно ЗНАНИЕ не равно ОЦЕНКА не равно УСПЕХ

         

Начнем с конца. Да, чаще всего преуспевают в жизни не отличники, а троечники, хорошисты. Те, кто постоянно борется с трудностями, ищет подходы и стратегии выигрыша, компенсирует свой неуспех в одном успехами в чем-то другом. Те, кто, в силу обстоятельств, учатся гибкости. Они и в различных жизненных обстоятельствах добиваются УСПЕХА (см."Модели успеха").

С серединой – тоже всё вроде понятно: ОЦЕНКА – это умение предъявить требуемые ЗНАНИЯ в требуемой форме в требуемое время и в требуемом месте. Устный ответ, блиц-опрос, изложение, тест, экзамен (письменный или устный), контрольная, ответ у доски или с места, домашнее задание, проектная деятельность и другие варианты. При одном и том же уровне знаний можно лучше или хуже уметь устно излагать материал, решать задачи в стрессовой ситуации. Это объективные, физиологические способности (строение нервной системы, стрессоустойчивость, уровень речевого развития и другие свойства психики). А ведь есть еще умение понимать, улавливать личные предпочтения преподавателя, экзаменатора! Это уже про социальный интеллект. Мы все, в том числе и преподаватели, знаем, что ОЦЕНКА всегда несколько не объективна.

По идее, можно ставить ОЦЕНКУ за соответствие требованиям (стандарта образования, преподавателя и т.п.), а можно оценивать данного ученика, сравнивая его с самим собой и его личными возможностями. Последний вариант используется при ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ обучения. Например, не тест в переполненном классе за заданное время, а индивидуальное задание в спокойной обстановке. Для этого достаточно просто получить для ребенка статус нуждающегося  в ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ. И такой статус дают районные ПМПК. Только не стоит пытаться получить такую льготу в 9 или 11 классе накануне итогового тестирования, стоит сделать это заранее, еще в начальной школе. Тогда и промежуточные оценки будут ставить в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка: заику не заставят читать на скорость, гиперактивного – дотошно соблюдать оформление и т.п. Аттестат-то по любому будет стандартный!

Да, неравенство ОЦЕНКИ и ЗНАНИЯ сейчас худо-бедно выровнять можно.

А уж если спохватиться вовремя и позаниматься с неврологом, нейропсихологом или детским психологом, то можно снивелировать все особенности ребенка: и гиперактивность снизить, и «копушу» подтянуть, и стеснительного научить выступать с докладами, и невнимательного, несобранного скорректировать. Только делать это нужно до того как эти функции мозга (внимание, социализация, самоконтроль, память и др.) окончательно сформировались. Лет до 9, то есть в той же начальной школе.

И тут как раз на первое место вылезает МЫШЛЕНИЕ, то самое, которое «не равно ЗНАНИЮ».

Что относят к МЫШЛЕНИЮ как деятельности головного мозга:

1.                  Восприятие. Как работают органы чувств. Для школы это в первую очередь слух и зрение. Так уж устроено обучение: слушай учителя, смотри на доску, читай учебник. Кто-то лучше воспринимает на слух, кто-то глазами, а кто-то кинестетически: запишу, нарисую, сложу из кубиков.

2.                  Внимание, в том числе произвольное внимание – это когда не интересно, но могу быть внимательным. Внимание бывает слуховое, зрительное и кинестетическое.

3.                  Память, в том числе произвольная – выучить заданное правило, стих. Тоже бывает слуховое, зрительное и кинестетическое.

4.                  Моторика. Практически все родители знают, что надо развивать мелкую моторику. И письмо легче осваивается, и почерк лучше, и с памятью связано. Но ведь есть и крупная моторика! И координация движений, причем в разных комбинациях: вижу – делаю, слышу – делаю, вижу – говорю, вижу – повторяю и т.п.

5.                  Пространственное представление, пространственное мышление. Это начинается, когда ребенок ползает, лазает, прыгает. Расставляет картинки по порядку, играет в кубики и собирает пазлы. А заканчивается оформлением в тетради (3 клетки отсюда, 5 оттуда), решением задач по стереометрии, ориентированием на местности, решением конструкторских и инженерных задач.

6.                  Автоматизация действий. То есть как быстро новые действия, проделываемые вдумчиво движение за движением, превращаются в «делаю на автомате», не задумываясь. Ну не думаете же вы какую руку как сгибать, чтобы донести ложку до рта! Но ведь и правила должны постепенно стать «автоматическими»: ЖИ-ШИ, от перемены мест слагаемых и т.д.

7.                  Речь (и устная, и письменная) тоже функция мозга. Внятная речь, контроль собственной речи (с друзьями приятелями и ругнуться можно, а дома и в школе – ни-ни), умение связно и последовательно пересказывать увиденное-услышанное, излагать свои мысли.  Речевое мышление. И это не просто!

8.                  Такое любимое логическое мышление: сравнение, понимание отрицаний, обобщений, анализ, синтез, причины и следствия, умозаключения по заданной информации и оценка ее достоверности. Это уже годам к 12!

9.                  И конечно, саморегуляция, самодисциплина, самоконтроль. Лентяй или несобранный может быть просто органически не способен или во время не научен этому аспекту МЫШЛЕНИЯ.

10.              Самое, пожалуй, сложное: социализация. Умение воспринимать особенности другого человека, понимать его желания, ожидания, умение взаимодействовать с любым человеком любого возраста. Когда надо – просьбой, когда надо – давлением, когда надо – манипуляцией (ну бывает и так!), а по мере возможности – договариваясь, цивилизованно учитывая свои и чужие интересы. МЫШЛЕНИЕ - социально. И это тоже функция мозга!

11.              Отдельно – креативность МЫШЛЕНИЯ, умение видеть обходные пути, нестандартные решения. Творческое МЫШЛЕНИЕ.

12.              К МЫЛЕНИЮ примыкает и еще ряд функций головного мозга: энергетический блок. Это и гипо/гипертонус, и утомляемость/выносливость, и те самые тихони с гиперактивные.

 

            И вот картина: ребенок легко делает все задания, обгоняя свой возраст, когда ему интересно, но совершенно не способен что-то сделать «по принуждению». Родителям кажется: плохо учат, не могут заинтересовать. Но дело-то не в этом! Умение думать – это не только логика, но и многое другое, на что она опирается, с чем связана.

            Или другая история:  ребенок легко «схватывает» новое, интересное, но совершенно не может отработать какие-то действия, навыки до автоматизма и на контрольной делает «глупые» ошибки.

            Иной раз ребенок не может правильно списать упражнение, оформить задачу не потому, что он какой-то плохой, а потому что просто не способен. И не надо решать задачи или тренироваться в списывании до одурения, пока ребенок окончательно не уверится, что он глуп и неуспешен. Можно просто поделать достаточно простые дыхательные или игровые упражнения, которые легко и безболезненно ему помогут.

            К счастью – всё поправимо (ну или почти всё!), если взяться вовремя. Ведь человек рождается с несформированным мозгом и все эти и другие хитрые функции формируются уже на месте, в процессе роста. Мозг, как и любой другой орган, можно натренировать. Только, если «само не сформировалось», если время почему-то упущено, то нужно подобрать специальный комплекс именно для данного ребенка и данной его проблемы.

 

            И тогда: МЫШЛЕНИЕ => ЗНАНИЕ => ОЦЕНКА =>УСПЕХ


Расницына М.С.



 

Категория: Авторские | Добавил: MariaAl (04.09.2013)
Просмотров: 839 | Комментарии: 1 | Теги: успех, ребенок, психолог, ШКОЛА, образование, обучение, психология | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Из интернета [119]
Интересные материалы, найденные на просторах интернета
Авторские [159]
Статьи различных авторов, согласившихся предоставить свои произведения нашему сайту.
Облако тегов