Главная » Статьи » Авторские

Комплексы?! Комплексы!

            Мама критикует ребенка, высказывает недовольство его успехами, наказывает за неудачи…

Учитель при всем классе высказывает негативную оценку ребенку, его стараниям…

Отец ругает ребенка, заставляет делать что-то, чего не хочется, не нравится, не получается…

Приятели высмеивают неуспешность, неказистую внешность, страхи и низкие способности…

Тренер кричит, унижает, давит на малолетнего спортсмена…

 

«Ужас! – возмущаются американские психологи. – У ребенка же будут комплексы!» И ему вторят малограмотные отечественные психологи. 

Малограмотные? Да, потому что не знакомы с основами отечественной психологии, с работами того же Леонтьева А.Н, Выгодского Л.С. Не знают, не имеют представления о понятии «развивающая среда». Да и с физиологией мозга знаком слабо. Ведь наш мозг развивается, в основном, уже после рождения. И, если не создать условия, потребность развиваться, то он развиваться не будет! Примеры тому – дети-маугли. И очень многие дети из внешне благополучных семей.

А вот педагоги, разного рода дефектологи, тренеры, детские психологи «отечественного производства» очень хорошо это знают и понимают, что без развивающей среды – никаких успехов не будет. 

Давайте вспомним анекдот. Семья: отец, мать и взрослый сын. Сын никогда не говорил и родители были уверены, что он – немой. И вот однажды, поев каши, сын вдруг произносит: «Мать, каша недосоленая». Мать в восторге: «О! Так ты говорить умеешь? Что ж ты раньше молчал?» - «А че говорить, всё в порядке было». 

Когда всё в порядке, все желания ребенка удовлетворяются, он и так вполне счастлив, то ему незачем развиваться, совершенствоваться, добиваться чего-то. А ведь именно это, порой, основа успеха. 

Выгодский А.С. выделял три среды:

неблагополучная – все силы уходят на то, чтобы выжить, не до развития;

благополучная – всё и так хорошо, полное счастье, развиваться не нужно;

развивающая – не совсем хорошо, нужно постоянно прикладывать усилия (посильные), чтобы добиться благополучия, идет поиск решений, освоение стратегий, потребность в развитии. Именно здесь находится наша «зона развития». 

            Конечно, не стоит перебарщивать и, вместо развивающей, создавать ребенку неблагополучную среду! Когда все стратегии человека сводятся к попыткам избежать неудачу, а не добиться успеха. Когда требования явно завышаются, когда претензии неадекватны, не учитывают реалии. Когда видят только негатив и никогда, даже молча, не поощряют ребенка. Я не об этом!

            Хотя… Знаю двух очень успешных капитанов-гонщиков. Капитану приходится учить, «строить» команду. А это не просто: заставить взрослых мужиков, заплативших по полторы шутки евро за неделю, выполнять твои команды и пахать, пахать, пахать. Один, ничего не объясняя, беспрерывно ругал (вплоть до нецензурной брани), оскорблял и унижал матросов, до тех пор, пока они не начинали делать то, что нужно. И тогда он замолкал. И работало! Если не первое место, то уж в призах – обязательно. Другой объяснял. Один раз. Только основное. На дистанции только отдавал команды. И – молчал. А вот если делали хорошо – хвалил. И тоже – работало! Успешно! Если выражаться заумным «психологическим» языком, смысл обоих стратегий – создать ситуацию, провоцирующую выброс адреналина, поиск выхода. С последующим «положительным подкреплением» правильного решения. Сцепленная с эмоциями память срабатывает мгновенно, с первого раза. И это – со взрослыми! Никаких нудных повторений и натаскиваний не требуется! 

Но вернемся к нашим детям.

…И вот вырастает ребенок с комплексом неполноценности. Да! Да, с кучей комплексов! Но это всё-таки лучше, чем совсем без комплексов, вернее, с «комплексом полноценности». Этакий «всё и так дадут» (см. «Ребенок и деньги»)! Представьте себе их обоих уже взрослыми. Кто скорее добьется успеха? Кто вообще будет чего-то добиваться, а не ждать и требовать, чтоб подали и обеспечили?

Кстати, американская система образования, построенная по принципу «не дай Бог создать комплексы», тоже приводит к плачевным результатам. Выпускники учебных заведений, молодые люди начинающие свою рабочую биографию, сталкиваются с реальной жизнью, где они не первые, где их не любят и ценят «просто потому, что они есть» и такими, какие они есть, где их оценивают, сравнивают, критикуют. Отношения с бой/гел-френдами тоже как-то не очень ладятся, ведь каждый ожидает признания своей уникальности, любви «за просто так». А они не умеют с этим справляться! Какое горькое разочарование! Так и хочется найти виноватых. И уж конечно, не себя. Кстати, чаще всего винят родителей, которые «неправильно воспитали», «не так любили». Недаром у них там больше всего психологов на душу населения. 

Успеха добиваются не те, у кого всё было хорошо, полное счастье с самого рождения, никаких комплексов и проблем с детства. А те, кто смог научиться преодолевать эти комплексы, трудности и проблемы.

А может, и не научился… Может, продолжает доказывать кому-то (папе, маме, учителю, тренеру, бросившей девушке, всему миру), что может, что чего-то стоит, что возьмет и эту высоту. 

Лично я всегда спрашиваю родителей малыша, которого приводят ко мне: кого вы хотите вырастить? Счастливого или успешного? Воспитанного, приятного для окружающих или умеющего за себя постоять, добиваться желаемого? Послушного или независимого? Здорового или трудолюбивого? И так далее. 

И это – не одно и то же. 

И это закладывается с младенческого возраста.

Автор: М.С.Расницына
Категория: Авторские | Добавил: MariaAl (15.06.2015)
Просмотров: 432 | Теги: психолог, психология, успех, ребенок, воспитание, дети, семья, Комплексы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Из интернета [119]
Интересные материалы, найденные на просторах интернета
Авторские [159]
Статьи различных авторов, согласившихся предоставить свои произведения нашему сайту.
Облако тегов