Главная » Статьи » Авторские

Буллинг: выйти из роли «жертвы»

(жертва и агрессор - две стороны одной монеты)

Чаще всего эти особенности характера формируются на основе признаков, выделяющих их из общей массы сверстников. Поводом для неприятия могут стать этническая или культурная принадлежность, сексуальная ориентация, принадлежность к той или иной религиозной конфессии, социальный статус или другие отличия. Часто подвергаются буллингу дети с отклонениями в развитии, имеющие видимые анатомические дефекты. Такие проблемы ребенка, как заикание, энурез, слабое зрение и необходимость постоянного ношения очков, могут сделать его уязвимым. Цвет кожи, слишком высокий или низкий рост, другие особенности внешности также могут стать поводом для травли в школе. 

Детям, которые не посещали детские сады, редко проводили время со сверстниками в детских коллективах, находились на индивидуальном воспитании, обучении, труднее устанавливать здоровые отношения в школьной среде. Увлеченность каким-либо предметом, занятием и т.п. иногда раздражает сверстников. Высокие или низкие интеллектуальные способности могут вызвать негативное отношение одноклассников.

Кибербуллинг: чем он опасен и как ему противостоять 

Как можно предотвратить буллинг? 

Чаще приглашать одноклассников ребенка в гости, и особенно тех, кому он симпатизирует. Если у вас есть какое-то необычное хобби, интересное детям, можно рассказать о нем сверстникам ребенка. Ведь если вы можете часами рассказывать о всевозможных марках автомобилей, то даже самые отъявленные драчуны будут смотреть вам в рот и после этого вряд ли тронут пальцем вашего ребенка. 

Создать ему «буферную зону». Научить не бояться своих одноклассников, у которых не меньше проблем, чем у него. Помогать ребенку стать членом классного коллектива, а не просто ходить в школу «за знаниями» или же по принуждению родителей. Помните, что ребенку-изгою важны не только сторонние наблюдатели, но и люди, не дающие его в обиду. Наряду с педагогами это может быть и симпатизирующая ему группа детей, составляющая своеобразную буферную зону. А так как акты насилия в школе происходят чаще всего не на виду у педагогов, а на переменах, в школьном дворе и на игровых площадках, то такая «буферная зона» детей сможет помочь ему в подобных ситуациях. 

Призывать не смиряться с участью жертвы, а восставать против этого, привлекая на свою сторону своих друзей. Не показывать свою слабость и свой страх перед насильниками и вместо рыданий и просьб о помиловании набрасываться на своих преследователей, озадачивая их неожиданными вопросами или хотя бы знанием нелестных фактов о них самих. 

Вырабатывать адекватную самооценку. В случае завышенной самооценки объяснять, что у любого человека есть ахиллесова пята, и тот, кто преуспевает в математике, может отставать по физкультуре, и наоборот, победитель в соревнованиях по легкой атлетике может с трудом справляться с математикой; все люди разные, и способности в какой-то области – не повод для хвастовства и демонстрации превосходства над другими.

Как реагировать на сообщение ребенка о насилии? 

1. Отнеситесь к ребенку серьезно. 

2. Попытайтесь оставаться спокойными. 

3. Выясните, насколько велика угроза для жизни ребенка. 

4. Успокойте и поддержите ребенка словами: «Хорошо, что ты мне сказал. Ты правильно сделал»; «Я тебе верю»; «Ты в этом не виноват»; «Ты не один попал в такую ситуацию, это случается и с другими детьми; «Мне жаль, что с тобой это случилось». 

5. Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего обидчика. 

6. Отвечайте на вопросы и постарайтесь помочь преодолеть тревоги ребенка. 

7. Продумайте и обсудите тактику оказания помощи и обеспечения безопасности ребенка.

 

 Чем еще помочь ребенку? 

Не отчаивайтесь, поддерживайте ребенка, если он оказался в роли жертвы школьного насилия, и вместе ищите ресурсы для преодоления ситуации. Напомните ему, что есть сферы его жизни, в которых он чувствует себя уверенно, есть люди (одноклассники, родственники, родители), которые могут быть привлечены для участия в решении проблемы, есть его «зоны успешности», на которых важно концентрировать внимание. Это поможет ребенку восстановить самооценку. Очень часто ребенок оправдывает своего преследователя, обвиняет себя в том, что происходит. Необходимо совместно с ребенком обсудить мотивы поведения агрессора: самоутверждение, психологическая компенсация за испытанное самим насилие, своеобразная самооборона от агрессии окружающего мира. Выход может оказаться простым, но ребенку в состоянии стресса не приходит в голову использовать имеющиеся у него ресурсы. Иногда достаточно малейшего вмешательства, простой демонстрации намерения защитить, чтобы прекратить преследования. Об этом – история 45-летней Елены: «Я хожу гулять с собакой в одно и то же время и периодически встречаю школьника лет 12, в это же время он обычно идет домой из школы. В один из осенних вечеров, прогуливаясь мимо остановки, я увидела его в компании трех подростков, которые агрессивно общались с ним, явно что-то требуя. Когда я проходила совсем близко к ребятам, мальчик вырвался из их круга и приблизился ко мне: «Можно я с вами?» Ситуация была понятной и мне, и ему. Выяснилось, что подростки встречают его после школы, отбирают деньги, обзывают, но говорить родителям об этом мальчик не хочет, так как ему неприятно выглядеть доносчиком, слабаком. Мне пришлось убедить мальчика рассказать обо всем взрослым. «Или мне придется это сделать», – пообещала я. Стоило старшему брату всего пару раз встретить моего знакомого мальчика из школы, чтобы обидчики больше не появлялись».

Чтобы ребенок не стал жертвой буллинга, посоветуйте ему: 

• отыскать себе друга среди одноклассников, а еще лучше несколько настоящих друзей; 

• приглашать одноклассников в гости; 

• научиться уважать мнение своих одноклассников, находить с ними общий язык; 

• не пытаться всегда побеждать в своих спорах с ровесниками, научиться проигрывать и уступать, признавать свою неправоту; 

• не задираться, не зазнаваться; 

• не показывать свое превосходство над другими; 

• не пытаться выделяться среди других, если нет для этого повода; 

• не хвастаться – ни своими успехами, ни своими электронными игрушками, ни своими родителями; 

• не демонстрировать свою элитарность; 

• не ябедничать; 

• не подлизываться к учителям; 

• не действовать наперекор решениям класса, если они не противоречат нравственным нормам; 

• не демонстрировать свою физическую силу; 

• не показывать свою слабость; 

• не взывать к жалости окружающих в связи со своими хроническими заболеваниями или физическими дефектами; 

• использовать свои таланты на благо класса и школы, чтобы одноклассники гордились им, а не завидовали ему*.

 

Из книги А. Баркан «28 законов воспитания. Как желательно и не желательно поступать родителям» (АСТ, Астрель, 2009).


Источник


М.С.Расницына:  "Из личной практики работы в школе: 
- Травля бывает только тогда, когда учитель либо невольно провоцирует это, либо закрывает глаза. Я бы "убирала" учителя.
- Если убрать (перевести) жертву, то ситуация не изменится, агрессоры найдут другую жертву.

Да, как стандарт:
- работа с коллективом (и агрессором, и жертвой) - чаще всего это легко организовать;
- работа с родителями и учителем (родительское собрание с присутствием учителя) - это организовать гораздо сложнее, а уж построить так, чтобы учитель не занял ведущей роли особенно сложно;
- корректно довести информацию до администрации школы и классного руководителя, причем заранее, еще на стадии социометрии и социально-психологических наблюдений. ("В этом классе возможна ситуация травли. Предлагаемые меры...") - очень нужно, но у меня не получилось ни разу. ((("

Светлана Горелик: "Меня советы несколько озадачили, вот полдня думала, прежде, чем решилась написать. Коротко их все можно свести к одному: не высовывайся, учись выживать. И это мне не нравится. Я даже подозреваю, что автор статьи сам принимал участие в травле в любой роли или наблюдал этот процесс. Короче, я подозреваю, что у него посттравматика. Поспорьте со мной, зацепило."

М.С.Расницына: "Действительно, социальная адаптация, конформность выглядит практически так: НЕ ВЫСОВЫВАЙСЯ, УЧИСЬ ВЫЖИВАТЬ.
Просто степень этой самой конформности может быть разной: от полного соглашательства, ведомости, "хамелеона" и приспособленца (не норма); через вполне нормальное умение договариваться, строить сносные отношения со всеми членами коллектива и выбирать друзей, с которыми пройдешь по жизни; до полного игнорирования других людей, законов социума, попытки заставить весь мир "играть по моим правилам" (тоже не норма).
Школу выбирает не ребенок: он еще не может реально оценить все ее плюсы и минусы. А адаптироваться к "заданному" коллективу приходится ему. И для начала учиться именно конформности. А уж в случае имеющегося конфликта (травли), необходимо быстренько "прикинуться своим", "спрятаться", "не отсвечивать". И это самый быстрый и надежный способ. Детская среда очень агрессивна к чужеродным элементам: инакомыслящим, инвалидам, иноверцам и т.п. Это потом, с возрастом, появляется терпимость и толерантность.
Увы, не у всех!"

Категория: Авторские | Добавил: MariaAl (02.02.2014)
Просмотров: 833 | Теги: родители, жертва, психолог, Коллектив, психология, воспитание, ШКОЛА, дети, Агрессор, травля | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Из интернета [119]
Интересные материалы, найденные на просторах интернета
Авторские [159]
Статьи различных авторов, согласившихся предоставить свои произведения нашему сайту.
Облако тегов