Главная » Статьи » Авторские

Рекомендации для бабушки.

Клиенты: бабушка и мальчик Ваня 10 лет, диагностировано СДВГ, были серьезные проблемы со здоровьем в младенчестве. Мама обеспечивает семью, а бабушка занимается домом и воспитывает ребенка.


    Рекомендации для бабушки или поведенческие приемы, которые немного облегчат жизнь. 


    1.Не рассчитывать на аудиальное (звуковое) восприятие и внимание.

    У вашего внука, Вани, нарушено (серьезно повреждено) аудиальное восприятие. В этом отношении Ваня - хромой. И это уже слабо поддается коррекции - время упущено. Когда вы говорите что-то устно, необходимо предварительно прикоснуться к нему, встретиться с ним взглядом, слегка наклониться к его лицу. Ему необходимо видеть как вы говорите. Бесполезно что-либо говорить на расстоянии, особенно если есть звуковой фон (телевизор, шум в транспорте и др.). То же самое, когда Ваня погружен в свои мысли или игры. Говорить (отдавать приказы) необходимо коротко, простыми предложениями, ставя смысловые слова в начале предложения. Выделяйте ключевые слова голосом.

    Например: «Почисти зубы, пожалуйста». Вместо: «Всё, уже поздно, пора готовиться ко сну, иди чистить зубы, а то не успеем почитать».

    2.Трудности переключения.

    Ваня имеет нервную систему, которая легко возбуждается и медленно тормозится. Это врожденное свойство и им обладает почти четверть населения Земли. Так устроены его нервные волокна. Чтобы переключить его с одного вида деятельности на другой, необходимо некоторое время. И лучше делать это поэтапно.

    Например: «Через полчаса, когда эта стрелка будет здесь, мы садимся обедать»… «Заканчивай, до обеда - пять минут»... «Обедать!»

    Идеально – строгий режим дня (постоянный, даже в выходные и каникулы), висящий на стене. Подробный! Хорошо бы – написанный ваниной рукой и выделенный фломастерами разного цвета. Тогда можно многое не говорить, а показывать на строчку в режиме дня. Можно даже превратить это в игру и говорить что-то типа: «Фиолетовый!» Помогут и будильники-напоминалки в телефоне или что-то аналогичное.

    3.Поддерживающая игра.

    Для вас не важно по какой причине, но у Вани сохраняется высокая потребность в игровой деятельности. Это тоже способ освоения мира. Многие занятия можно делать в игровой форме: «кто быстрее оденется», «делай наоборот (вы говорите «не ешь», а он ест, «не подходи» - подходит), «чьи чашки чище» и т.п. И дайте ему возможность выиграть – ведь на самом деле вы хотите, чтобы он это сделал.

    Кроме того, необходимо 10-20 минут ежедневно включаться в его игру. Сидеть с ним рядом, когда он играет, проговаривать то, что он делает. Не задавать вопросы, не поучать, не советовать, не проявлять инициативу. Это достаточно сложно! К этому надо относиться как к лекарству: принимаем ежедневно в одно и то же время. И постоянно, если не хотите переходить на химические корректоры поведения. И внести такой пункт в режим дня.

    Четко обозначить начало и конец занятия. Например: «Сейчас время для твоей игры. Я просто посижу рядом. Понадоблюсь – скажи»… «А сейчас – конец. Мне пора заниматься делами. А ты – можешь играть дальше.»

    4.Реагировать на хорошее и игнорировать плохое поведение.

    Частично Ванино поведение – способ привлечь к себе внимание. Не удается по-хорошему, значит по-плохому. Не удается нежность и ласку, значит крик и удары. Тем более, что телесный контакт для него – приоритетный. И этот способ получения внимания уже закрепился. Новому придется учиться долго (не менее 14 недель). Чтобы научить его «новому» способу, необходимо активно (эмоционально, с объятиями, поцелуями, восхищенным хлопаньем в ладоши и т.п.) поощрять любое мало-мальски хорошее, или хотя бы не плохое, поведение. А то, что вам принципиально не нравится, игнорировать. Сложная задача! Некоторое время плохое поведение будет нарастать – это нормально, он ведь так привык. Но иначе – не научится.

               Например: «Мне так приятно, что ты сам постелил постель! Я это очень ценю.» Даже если он сделал это криво и косо, после десятого напоминания.

    5.Не отдавать приказы, которые не будут выполнены наверняка.

    Как любой командир, авторитет которого должен быть непререкаем, отдавайте только те приказы, которые будут выполнены. Всегда стоит подумать, прежде чем приказать. Но, если уж приказали, добиваться выполнения. Хотя бы видимого. Все приказы должны отдаваться максимально конкретно, однозначно. Например, не стоит приказывать

    «Сиди, делай уроки, пока я готовлю ужин». Особенно, если вы сомневаетесь, будет ли он что-то делать без присмотра. Лучше скомандовать: «Бери учебник, тетрадь, ручку. Идем на кухню». И там, под вашим присмотром (хоть вполглаза) он скорее сделает уроки.

    6.Метод естественных последствий.

    От ваших замечаний, криков, ругани, рукоприкладства и ваниных извинений, слез, обид - эффект минимальный. К этому привыкают. Предлагаю иной метод. Это то, что я продемонстрировала на сессии. Я поступила достаточно жестко, на самом деле Ване иногда можно подсказывать конструктивный выход. Этот метод наиболее эффективный, хорошо запоминается, не оставляет чувство обиды. Но не всегда возможен.

    Примеры. Намусорил – убери, сломал – почини, испортил настроение другому (отнял игрушку, обидел) – восстанови (а не формально извинись).

    7.Вы – не Ваня, и вы не должны стыдиться его поведения. Оно – его.

    За поведение ребенка в школе ответственен учитель, на тренировке – тренер. Вас там нет, и вы никак не можете повлиять на его поведение в своё отсутствие. Если вас пытаются пристыдить за то, как он ведет в вашем присутствии, можно ответить: «А что бы вы мне посоветовали?». И спокойно послушать (не возражая и не обещая это использовать). По крайней мере, это отвлечет советчика и он будет настроен положительно к вам. Если поведение в вашем присутствии действительно требует вашего вмешательства, то сделайте это быстро, спокойно и без разговоров. Просто подойдите, возьмите за руку и уведите в сторону. Потом можно предложить заняться чем-то еще. Если действовать быстро, то Ваня не успеет оказать сопротивление. А «естественные последствия» можно разобрать, когда физическая угроза устранена.

               Например, Ваня ударил на прогулке ребенка помладше. Быстро подходите, берете за руку и идете в сторону дома. «Извините, мы уже уходим». На следующий день можно внушить Ване идею о необходимости подарить что-то обиженному «для возвращения хорошего настроения».

    И последнее. Наши крики и физические наказания не эффективны и свидетельствуют о нашей некомпетентности.  Ребенок это чувствует и пользуется. Хотя, конечно, мы не боги и имеем право на эмоции и некоторую некомпетентность.


М.С.Расницына

 


Категория: Авторские | Добавил: MariaAl (03.07.2016)
Просмотров: 281 | Теги: школьные проблемы, не внимательный, невнимательный, воспитание, гиперактивность, сдвг | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Из интернета [119]
Интересные материалы, найденные на просторах интернета
Авторские [159]
Статьи различных авторов, согласившихся предоставить свои произведения нашему сайту.
Облако тегов