Главная » Статьи » Авторские

Ассоциативные карты

Клиент: женщина ок.50 лет, занимается парусным спортом.
Запрос: работа на результат.

Метод: работа с ассоциативными картами.



 

- Выберете ту карту, рисунок которой больше всего отражает Ваше теперешнее состояние. Положите ее на стол с левого края. Что тут изображено, что происходит?

- Человек. Лежит в лодке и смотрит в небо. А, нет, у него глаза закрыты – может быть спит, может, без сознания. Что-то случилось, и он оказался один в лодке посреди океана. Это ведь рифы вокруг него? И водоворот. Видите, вот здесь воронка. Его кружит и кружит между этими рифами. Он не может выбраться.

- Вы считаете что это – рифы?

- Да, они коричневые. Похоже, конечно, на плавники акул. Но акулы коричневыми не бывают. Рифы. Это спасательная шлюпка с какого-то лайнера.

- Как он себя здесь чувствует?

- Никак. Он еще в шоке… Безопасно, вообще-то. Водоворот кружит и кружит. Лодка, рифы вокруг. Только лодка – как гроб. Ну, он так тут лежит. А водоворот от прихода и отхода волны. Или приливов. Тут, получается, не такой уж большой прилив, если он никак не вынесет его из этого круга.

- Опишите его состояние. Долго он находится здесь?

- Ему уже всё равно. Понимает, что надо встать и что-то делать. Сил нет. Он еще в шоке после кораблекрушения. Нет, не долго. Может быть день: еще не погибает от жажды.

- Сколько еще времени он будет здесь находиться?

- День, может дня три. Потом просто умрет от жажды и голода. Придется что-то делать: искать весла, грести. Как-то двигаться. Будет вынужден.

- Сколько ему нужно времени, чтобы идти дальше?

- Не знаю. У него нет времени.

- Подберите карты, где изображено то, что могло бы ему помочь выбраться.

- Сложно. Ну пусть будут эти две.

- Расположите их рядом с первой в одну линию. Расскажите, что изображено и как это поможет тому человеку.

- Не знаю как расположить. Так… или наоборот? Ну пусть будет так. Или… Например, так. Здесь объятия: счастливую женщину обнимает мужчина. Вокруг такой голубой контур. Это могло бы помочь. А на этой – воздушный шар. Можно подняться и посмотреть «в 3D», со стороны.

- А что будет потом, когда он выбреется? Подберите подходящие карты. Можно несколько.

- Вот. Путь. Сначала тяжело, с трудом, а потом уже легче. Сначала вот тут видно: под дождем, в плаще и сапогах, с портфелем, типа школьного. Потом уже он вот тут бросил все, только портфель держит. И солнце светит. И он уже радостный такой. Только это закат. Успеет? Ну, раз всё бросил, наверное, успеет.

- Этим всё закончится? Или будет что-то еще? Куда он идет?

- Куда-то. С портфелем. На закат. Это уже хорошо – видит впереди солнце. Она садится. Наверное, это про то, что я уже чего-то до пенсии и не успею. Возраст.

- Решили остановиться на этом? Как Вам такая цель?

- Да. Нормально. Не столько цель, сколько процесс.

- Расскажите теперь по картам как этот человек с первой карты попадет на последнюю.

- Он, видимо, очнется, проголодается. Начнет шарить по лодке: заглядывать под банки, в форпик…
- Это куда?!

- Ну, под скамейки и в ящик на носу лодки. Извините, просто такие термины.

- И дальше.

- Он там найдет упаковку типа спасательного плотика. Только воздушный шар. Распаковываешь – надувается. А лодка – гондола. Видите, вот тут и якорь. И трап веревочный – явно от лодки. Значит, сначала эта карта, а потом уже объятия. Он куда-то полетит. Домой. Там прижмется, обнимет кого-то близкого. Согреется. Это потом. А сначала, получается, поднимется «над плоскостью» и посмотрит на ситуацию с высоты.

- Со стороны?

- Да, как-то так. Когда идешь на яхте многое не видно. С самолёта, даже маленького, иначе. Трехмерка. Мне нравится.

- Залетит домой и…

- Да, залетит ненадолго. А потом – в путь. Соберется – погода паршивая, но он подготовится. В портфеле – знания, навыки. Ну, всё такое… Сначала трудно будет. А потом легче. Тучи разойдутся, солнышко. Легче идти. Всё оставит, только портфель…

- И это всё? Может, как-то это всё-таки закончится? Ну, что-то там еще будет?

- Нет… Не знаю… Ну может быть… Вот тут трон пустой с короной и зал. Может, это то, что будет потом, после заката. Типа, каждый из нас хочет оставить после себя последователей. Детей, учеников. Да. Хотелось бы.



 

Что тут скажешь?

Острое переживание утраты. Умер близкий человек. Можно сколько угодно продолжать жить как ни в чем не бывало. Можно не плакать и делать, что нужно. Можно утешать родных, тех, кому этот человек был еще ближе…

Но утрата есть утрата. Ее переживают примерно одинаково все млекопитающие: и люди, и мыши. У нее есть свои стадии, через которые не перепрыгнешь. Это очень «биологичный» процесс. Никуда от этого не деться.

Психолог может помочь пройти эти стадии чуть легче, с меньшим риском «застрять» в процессе. Но даже в этом случае: достаточно долго и достаточно больно.

Психиатр даст антидепрессанты и процесс проживания утраты отложится «до лучших времен». Зато – не больно. «Так лучше – не правда ли? Так легче – пожалуй что. – Не правда ли, меньше болит?»


 

Автор: М.С.Расницына

 

 

 

Категория: Авторские | Добавил: MariaAl (19.05.2014)
Просмотров: 533 | Теги: психолог, утрата, психотерапия, ассоциации, ассоциативные карты, психология | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Из интернета [119]
Интересные материалы, найденные на просторах интернета
Авторские [159]
Статьи различных авторов, согласившихся предоставить свои произведения нашему сайту.
Облако тегов