Главная » 2012 » Октябрь » 4 » Школа: индивидуальный подход к обучению
20:14
Школа: индивидуальный подход к обучению

Полное имя: Зиглер Ричард
Surname: Richard Zigler
Ученая степень: доктор психологических наук
   



Специалист в области «Расстройства обучения и поведения», имеет докторскую степень по специальности «Администрирование специального образования и оценка поведения». Имеющий широкий опыт организатор инклюзивного образования детей с особенностями развития. Работал в сфере инклюзивного образования с начала его введения в школах Канады. Был руководителем специального образования (образования детей с нарушениями развития и одаренных детей) в провинции Канады Британская Колумбия. Опытный консультант и лектор, пропагандирующий лучшие методики и направления в специальном образовании в странах, где идет становление этой отрасли образования (Перу, Танзания, Россия, Израиль и Китай).


Сегодня к нам в школу приезжал Ричард Зиглер.


Интересно: в Канаде к нестандартным детям относятся не только дети с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья), но и талантливые, гениальные дети. Именно о такой инклюзии и говорили.


Это был не столько рассказ о его работе, сколько ответы на наши сегодняшние и ежедневные проблемы.

Попробую изложить кратко.

Конечно, учителей интересовало: что у нас плохо, что хуже, чем у "них".

На его взгляд в начальной школе у нас всё с этим очень хорошо, особых проблем, по сравнению с другими странами, нет. Все проблемы начинаются в средней школе. Именно тут, когда учителей много, сами дети уже в подростковом возрасте, а программа нацелена на академическое образование, а не подготовку к обычной, повседневной жизни, возникает множество проблем. 

Да, в отличае от большинства стран, у нас до сих пор достаточно сильное, высокое среднее образование, достаточно сильный настрой и учителей, и родителей на высшую школу. В Канаде, как впрочем и в Танзании, Израиле и Китае, это не так. Там школа - это только школа. Она готовит к жизни, а не к дальнейшему образованию. 

Во всех странах структура образования такова:
ПРАВИТЕЛЬСТВО (в смысле управление отраслью)

выдает работникам образования ПРОГРАММУ, которая обязательна к исполнению, которую мы так или иначе знаем, так или иначе умеем выполнять

И которая подходит для ОБЫЧНЫХ, средних детей

Но есть категории детей, которым эта программа не подходит:

это ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ и ОДАРЕННЫЕ, талантливые дети. С их-то образованием и возникают проблемы.

Зиглер подчеркнул, что особых детей немного. Тех, для кого обычная программа слишком высока и те, для кого слишком низка, составляют по 1% населения. (Имеется в виду в среднем по популяции). И этих детей видно сразу, непрофессиональным, невооруженным взглядом. У нас, в отличае от большинства стран, есть специальные школы для детей с теми или иными отклонениями здоровья, поэтому такие дети как бы исключены из жизни общества. И у нас, в отличае от других стран, не принято заботится о таких людях, помогать им.

Тут надо отметить некоторую историческую специфику. Да, в нашей истории всегда было принято заботится об "убогих", "блаженных". Их считали избранных Богом, говорили, что их устами говорит сам Бог. Им всегда подавали милостыню. Моя бабушка приучала своих детей в послевоенной Москве подавать инвалидам копеечку: "от тюрьмы да от сумы не зарекайтесь, с каждым такое может случиться". Но однажды пришёл день, вернее ночь. Всего одна ночь, за которую Москву по приказу Сталина "очистили от попрошаек". И появился закон о тунеядстве. С тех пор до самых 90-ых в Москве побирушек не было. Да и сейчас они положительных эмоций у москвичей не вызывают. Сталин ушел, результат его пропаганды остался. Встречалась с таким мнением: "почему я должен платить и создавать условия для особых детей, разве они - будущее страны?" С гуманизмом у нас "напряжёнка".

Но есть и, на взгляд Р.Зиглера, вполне объективные причины снижения толерантного отношения к особым детям. Это их количество, концентрация. В нашей школе 380 учащихся. В Канаде на такую школу должно приходится не более одного "особого" ребенка на класс. При этом такой школе положен один (!) специальный учитель (у нас - дефектолог), который сможет вести индивидуальные занятия с этими особыми детьми в то время, когда в обычном классе идет соответствующий предмет. Например, у ребенка проблемы с чтением. Когда у класса чтение, педагог-дефектолог забирает его и обучает отдельно, по его индивидуальной программе. В остальном основному педагогу на уроках помогает тьютор, который не такой высококлассный специалист, как учитель и дефектолог. И к каждому ребенку-инвалиду у них приставлен личный тьютор (помощник-воспитатель).

В большинстве стран школьная программа несложна, и один учитель вполне может преподавать все трудные предметы (математика и английский). У нас и программа сложнее по математике, и, кроме того, достаточно сложные предметы физика, биология, химия. Один учитель просто не осилит такого, даже по облегченному варианту. Да и классов много, так что с расписанием работы такого учителя-дефектолога будут проблемы.

И тут же возник вопрос: собственно инвалидов (у нас в школе - аутистов) достаточно мало. И при них всегда есть тьюторы. Так что с ними проблем почти нет. Проблемы с детьми НЕ ИНВАЛИДАМИ, с трудными, гиперактивными, социально дезадаптированными детьми, детьми с тем, что раньше называли "педагогической запущенностью", с детьми, у которых русский - не родной язык, с теми, для кого наши, московские, обычаи поведения - непривычны. И, конечно, с детьми с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья), куда относятся и часто болеющие дети. Этих детей много! И с каждым годом становится всё больше в нашей школе.


Ричард подтвердил, что такие дети есть везде, обычно они составляют около 10% в популяции. Он был очень удивлен, что количество таких детей у нас растет. Почему? У вас бедный район? Неблагополучная социальная обстановка в районе? В чем причина такой ситуации? 


Ему объяснили, что школа не районного подчинения, а городского и к нам, как школе имеющей хорошую психолого-педагогическую службу, приходят трудные дети из других районов. Он в ответ поздравил нас с такими успехами, с такой популярностью и такими достижениями в работе с особыми детьми. У них бы и школа, и администрация, и учителя очень гордились бы такими успехами.


Меня лично, как детского и семейного психолога, работающего с детьми и родителями из обычных классов, волновал другой вопрос: что делать, когда родительская общественность настроена против нестандартного ребенка в классе? К нашим аутистам они уже привыкли, но внутри класса к нестандартным детям, обучающимся в обычных классах иногда бывает очень негативное отношение, вплоть до обструкции, вплоть до травли.


С точки зрения Ричарда, это нормальное явление во всех школах. Да, с этим постоянно сталкиваются и они в Канаде, и в Танзании, и в других странах. Он привёл аббревиатуру:

PORK (свинина) - parents of ordinary kids.


Он много обращал наше внимание, что недостаточно умом принимать инклюзию. Эта работа обязательно требует участия сердца и веры, принятия своего божественного предназначения. Так же, как недостаточно действовать только сердцем, без достаточных знаний и понимания ситуации. Вообще обращение к Богу, к высшим силам, очень помогает в социальной работе, дает силы и поддерживает в преодолении трудностей.
Надо сказать, Ричард вообще не использовал слово "проблема". Он называл это трудностями, требующими преодоления, вызовом судьбы, вызовом нашему профессионализму.

Такое отношение действително более эффективно. Но у нас оно совершенно не принято.

Наши учителя без энтузиазма реагировали на эту часть беседы. Больше интересовали конкретные вопросы. Кто составляет индивидуальный план?  Кто и как определяет, что он ребенку необходим?


Зиглер рассказал, как это в других странах. Причем, это касается и тех, кто может больше обычной учебной программы, и те, кто может меньше. Первыми обращаются родители, именно они играют ведущую роль в переходе на индивидуальный план. Но участвуют, конечно, и другие заинтересованные стороны, специалисты: классный руководитель (и в средней школе), представитель администрации (директор, завуч) + школьные специалисты (дефектолог, психолог, нейропсихолог, логопед и другие специальные сотрудники школы). Итак, состав комиссии по переходу на индивидуальный план:

1) родители, 2) классный руководитель, 3) завуч, 4) педагог специального образования (логопед, психолог, дефектолог и т.п.)


Следующий вопрос учителей, естественно: что делать, если родители не видят проблем своего ребенка?


В других странах, по словам Р.Зиглера, тоже большинство родителей закрывают глаза на имеющиеся проблемы. Или сами являются достаточно проблемными. Он охарактеризовал это словом "родительская слепота". В этом случае действует следующий механизм. Сначала классный руководитель обращается к специальному педагогу с просьбой понаблюдать учащегося на уроках и переменах. Специалист наблюдает и по определенному плану составляет характеристику особенностей ребенка: эмоциональное состояние, вербальный интеллект, социальный интеллект, физическое состояние, состояние мышления. После этого все те же сотрудники школы принимают решение и разрабатывают индивидуальный план обучения. Если родитель не приходит, его высылают на домашний адрес по почте (с уведомлением) и назначают родителям дату, когда они могут придти и включится в процесс обсуждения плана. Если родители не приходят ("молчание - знак согласия"), то план считается одобренным ими.


Критерии оценки учащихся, обучающихся по утвержденной программе, у нас есть. А как оценивать успехи ученика, выведенного на индивидуальный план обучения? Как его спрашивать на уроках, которые он посещает вместе с обычными детьми?


Спрашивать - надо. Необходимо. Только спрашивать такого ребенка надо в соответствии с его индивидуальным планом. И оценивать тоже по уровню выполнения плана:

1 - индивидуальный план не выполняется. Это недоработка создателей, повод пересмотреть план в сторону его упрощения, снижения нагрузки.

2 - минимальное выполнение плана.

3 - удовлетворительное выполнение плана.

4 - хорошее, достаточное выполнение плана.

5 - индивидуальный план выполняется и перевыполняется. Недоработка специалистов - создателей плана. Необходимо пересмотреть в сторону  его усиления, увеличения нагрузки.


В общем и целом именно такой подход и предусматривает новый стандарт образования. Злоупотребления? Конечно, будут. Они есть во всех странах. Именно потому и нужно присутствие и участие родителей: только они несут полную ответственность за ребенка.












Просмотров: 1693 | Добавил: MariaAl | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Форма входа
Облако тегов