Главная » 2014 » Июль » 9 » Отзывы и предложения по изменениям и дополнениям к проекту ФЗ "О психологической помощи населению РФ"
20:28
Отзывы и предложения по изменениям и дополнениям к проекту ФЗ "О психологической помощи населению РФ"

 

 

28 июня , 2014 г.
 

Потребность в законодательном регулировании психологической помощи в нашей стране представляется важным, злободневным и, конечно же, приветствуется нашим профессиональным сообществом.
 

Мы с благодарностью приняли предложение об участии в обсуждении проекта Федерального закона « О психологической помощи населению Российской Федерации », участвовали в таком обсуждении в ноябре 2013 года. И , с удовлетворением отмечаем, что некоторые наши замечания и предложения были учтены в последней редакции проекта.
 

24 июня в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в качестве законодательной инициативы был внесен проект Федерального закона « О психологической помощи населению в Российской Федерации » Проект № 553338-6 .

В нашем обсуждении мы сосредоточимся на вопросах психотерапии, области нашей профессиональной деятельности.
 

В качестве основных целей будущего закона называются : «Обеспечение социальной защищенности и психологического благополучия населения РФ и обеспечения доступа граждан к квалифицированной психологической помощи » ( пояснительная записка к рассматриваемому законопроекту ; статья 1. « Предмет регулирования настоящего Федерального закона » ) .

Далее в тексте прилагаемой пояснительной записки говорится о том , что «Законопроект ... в первую очередь направлен на реализацию статьи 7 Конституции РФ , провозглашающей Россию социальным государством , политика которого направлена на создание условий , обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека , а так же статей 38 , 39 . 41 , гарантирующих защиту прав различных категорий граждан , находящихся в сложных жизненных ситуациях » .
 

После внимательного изучения последней редакции документа есть основания утверждать , что содержание основополагающих статей рассматриваемого законопроекта , регламентирующих доступ к оказанию психологической помощи , идет в разрез или прямо противоречит декларируемым целям .
 

Так , в статье 2 « Основные понятия , используемые в настоящем Федеральном законе» термином « Специалист - психолог » обозначается физическое лицо , имеющее высшее психологическое образование ( с уровнем профессиональной подготовки не ниже специалиста ) , успешно прошедшее супервизию и/или стажировку , сдавшее квалификационный экзамен в порядке , установленным Всероссийским объединением саморегулируемых организаций психологов и являющееся членом саморегулируемой организации психологов .

Далее в статье 3 « Использование терминов , применяемых в настоящем Федеральном законе » прямо говорится о том , что использование …. терминов « специалист - психолог» , «психологическая помощь » …... допускается только лицами , созданными и осуществляющими свою деятельность по оказанию психологической помощи в соответствии с настоящим Федеральным законом .

Под видами психологической помощи понимаются , в том числе , и «психологическая профилактика», «психологическое консультирование» , « психологический анализ и психотерапия ( немедицинская )» , обозначаемые в п.п. 1 , 2 , 4 статьи 16 законопроекта « Основные виды психологической помощи » .

В статье 45 законопроекта « Членство в саморегулируемой организации психологов » , пункт 2 , в числе главных требований называется « наличие диплома о высшем психологическом образовании ( с уровнем профессиональной подготовки не ниже специалиста ) » .
 

Таким образом , в случае принятия рассматриваемого законопроекта в его настоящей редакции , тысячи профессионалов с квалификацией « Практический психолог» , и получившие допуск в профессию за счет получения дополнительного профессионального образования по соответствующему профилю ; профессионалов , оказывающих психотерапевтическую помощь на таких же основаниях ( т. е. на базе дополнительного профессионального образования по психотерапевтическому профилю при имеющемся высшем образовании ) окажутся в положении « нелегалов» , нарушающих настоящий Федеральный закон , если только не прекратят свою основную деятельность по оказанию психологической и психотерапевтической помощи .

В соответствии с вышеприведенными статьями рассматриваемого законопроекта , представители данной обширной группы профессионалов , оказывающих профильную помощь еще более обширной группе нуждающегося населения РФ , не подпадают под утверждаемый статус лица , имеющего право на оказание психологической помощи и не имеют шансов стать членами профильного СРО .

Кроме того, специалисты с высшим медицинским образованием , получившие дополнительное профессиональное образование по специальности « психотерапия » , в соответствии с вышеназванными установками смогут оказывать психотерапевтическую помощь нуждающимся лицам лишь в случае установления им диагноза психических и поведенческих расстройств , так как во всех других случаях их деятельность может квалифицироваться как « немедицинская психотерапия » и расцениваться как нелегальная .

Т.е. специалисты последней группы фактически лишаются права на психотерапию с превентивными, профилактическими, , саногенными функциями , работу с более чем обширной категорией граждан с адаптационным напряжением или другими доклиническими проявлениями расстройств .

Особенно важно остановиться на положении того , что употребляемый авторами рассматриваемого законопроекта термин «немедицинская психотерапия» не имеет хождения в цивилизованных странах с развитой системой психотерапевтической помощи. Психотерапия признана как самостоятельная , единая специальность с унифицированными правилами допуска к профессиональной психотерапевтической деятельности . Это крайне сложное и многогранное понятие. Не медицинская вовсе не значит – психологическая. Зачастую невозможно разграничить медицинскую и немедицинскую психотерапию.
 

Прогнозируемая - с введением настоящего законопроекта - ситуация вызывает еще больше вопросов в связи с тем , что дополнительное профессиональное образование по психологическому и психотерапевтическому профилю , пока что дающее право на оказание профильной помощи , специалисты психологи получали зачастую на платной основе, за счет коммерческой деятельности психологических факультетов и кафедр высших учебных заведений , имеющих официальную лицензию на данный вид образовательной деятельности .

В этих условиях можно было бы ожидать , что переходный период , необходимый для того , чтобы обеспечить социальную защищенность данной группы специалистов и дать им возможность получения статусного соответствия на специально оговоренных условиях ( нет никакого сомнения , что длительность этого периода должна составлять до 7 лет ) будет четко прописан в законопроекте . Но ничего подобного в тексте обсуждаемого документа мы не видим .
 

Таким образом , при отсутствии каких либо аргументированных данных о том , что качество профильной психологической и психотерапевтической помощи , оказываемой вышеназванной профессиональной группой , в чем - то уступает результатам практической деятельности специалистов с высшим психологическим образованием , а так же при наличие огромной открытой и скрытой потребности в профессиональной психологической и психотерапевтической помощи среди населения РФ , считаем что принятие настоящего Федерального закона в существующей редакции будет препятствовать достижению целей , отраженных в пояснительной записке и в тексте законопроекта .
 

Т. е. Значительное количество граждан РФ - профессионалов в сфере оказания психологической и психотерапевтической помощи , а так же их реальных и потенциальных клиентов - может оказаться в той самой « сложной жизненной ситуации» , только лишь вследствие принятия предложенного проекта закона.
 

Четкое отграничение профессиональной психологической помощи от целительских , мистических , магических практик , достижимое с принятием данного Федерального закона , безусловно , будет шагом вперед в деле повышения качества и усиления контроля в рассматриваемой сфере .

Однако сохранение поименованных дискриминационных пунктов в тексте законопроекта в их существующей редакции , вне всякого сомнения , будет двумя шагами назад и создаст прецедент , когда с принятием законодательного акта в выигрыше остается лишь одна , достаточно узкая группа специалистов - психологов с академическим образованием , а в проигрыше - все прочие профессиональные группы , в настоящее время имеющие легальный доступ к оказанию психологической помощи населению , а так же обширная группа населения , получающая квалифицированную профессиональную помощь от этих специалистов .
 

В связи со всем сказанным предлагаем :
 

- убрать из текста законопроекта - ст. 16 «Основные виды психологической помощи » , пункт 2) - термин «психотерапия ( немедицинская )» ;

- дополнить статью 49 « Переходные положения » - пунктами с обозначением срока переходного периода как минимум 7 лет , в продолжении которого лица с существующим допуском к оказанию психологической помощи имели бы возможность достижения декларируемого в законопроекте статусного соответствия ; обозначением специальных условий достижения такого соответствия , гарантирующих социальную справедливость и защищенность данной профессиональной группы .
 

Обращаем внимание авторов рассматриваемого документа и законодателей Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации , что профессиональное обсуждение настоящей редакции законопроекта , с учетом всего сказанного , еще далеко не завершено , и важно, чтобы оно носило максимально открытый характер .

В ходе такого обсуждения рассчитываем получит аргументированные ответы на высказанные замечания и предложения по изменению отдельных статей рассматриваемого законопроекта .

Таким образом, мы горячо приветствуем долгожданную и давно назревшую возможность законодательного регулирования психологической помощи в нашей стране и уверены, что данный проект закона будет принят, после его обсуждения, дополнения и коррекции.

Считаем, что психотерапевтическая помощь нуждается в регулировании специальным Федеральным законом.
 


 

От имени Центрального Совета Общероссийской Общественной Организации « Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига Российской Федерации »( ОППЛ)
 

Президент ОППЛ , д.м.н. , профессор В.В. Макаров

Вице - президент , председатель комитета законодательных инициатив ОППЛ , д.м.н. , профессор А.Л. Катков

 

Источник

 

 


 

Просмотров: 582 | Добавил: MariaAl | Теги: закон, психолог, психологическая помощь, психология | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Форма входа
Облако тегов