Из конспектов по курсу «Работа с утратой и психологической травмой», проведенном  моим уважаемым учителем Сидоровой В.Ю.: «Вам, психологам-практикам, - наизусть!»

 

 Инструкция родителям об утрате (на примере смерти).

 

Выяснить побудительные мотивы взрослого, почему сам боится говорить о смерти кого-то ребенку.

Вариант А: «Я разобью сердце ребенку, нанесу страшную рану… Страх, что меня возненавидит.»

Терапевт: «Рану наносите не вы, а жизнь, сделать что можно, помочь, вы не останетесь врагом.»

Вариант Б:  « С ребенком случиться что-то ужасное и я с этим не справлюсь.»

Терапевт: «Склонен ли ребенок к истерикам?»

Да. -> «Как справлялись раньше, используйте обычные методы (хорошим голосом)»

Нет. ->» Не видела, не слышала истерик по этому поводу, но на всякий случай расскажу как…»

Как это сделать –  см.ниже.

               Говорить с ребенком должен самый близкий из оставшихся взрослых, предпочтительно кто-то, кто живет вместе с ребенком. Во время разговора взрослый должен быть в состоянии держать себя в руках (тихонько плакать можно, но переживания не должны отвлекать от ребенка). Если вы не уверены в способности держать себя в руках, примите валериану или др. известное вам успокоительное средство (алкоголь не допускается!). Если и в этом случае не уверены, передоверьте кому-то другому. Во время разговора ребенок должен быть сыт, не хотеть спать и не испытывать другого физического дискомфорта. Во время разговора будет хорошо, если вы будете в физическом контакте с ребенком (на колени, обняв, держать за руку, прикасаться к плечу или спине). Кроме тех случаев, когда сам ребенок против. Если детей двое и больше – можно вместе, если они и живет вместе. Само известие не нуждается в долгих предисловиях. Известие должно быть сообщено простым предложением, понятными ребенку словами. После того, как сказали основное, сделайте паузу, чтобы ребенок мог осмыслить услышанное и проявить реакцию.

               Возможно, реакция ребенка вас удивит, как неожиданная или холодная. Может задать вопрос или произнести слова, которые покажутся вам очень неожиданными. Нельзя восклицать «как тебе такое могло прийти в голову, что ты говоришь и т.п.» или запрещать какие-либо высказывания ребенка. Нужно реагировать так, как будто происходящее само собой разумеется, на все вопросы ребенка отвечать максимально искренне какими бы неожиданными или странными они вам не показались.

               Когда вопросы иссякли, вы можете обнять ребенка, посидеть с ним вместе, спросить не хочет ли ребенок чего-нибудь. Если это осуществимо – сделайте это, присоединитесь к нему. Если ребенок хочет побыть один, уединиться – не препятствуйте, но через 30 минут зайдите и посмотрите, чем он занят. Если вы видите, что он играет – попробуйте присоединиться к игре, следуя сюжету, предложенному ребенком. Если ребенок сидит молча, садитесь рядом и сидите молча пока он не заговорит.

               Если после известия ребенок заплакал, это естественно, обнимите ребенка, можно легонько покачать. Негромко, размерено говорить успокоительные слова. Я абсолютно уверена, что у ребенка не будет истерики, но если у вас опасения, то можете взять на руки, посадить на колени, крепко, но не тесно держать, глядеть в глаза, размеренно, не громко говорить успокаивающие слова и переходить к ритмичному покачиванию. Если ребенок не дается в руки, кричит, стучит, валится на пол – вы можете громко вскрикнуть (не на ребенка) или хлопнуть в ладоши, обтереть лицо ребенка холодной водой, смочив полотенце. Далее контакт глаза в глаза и разговор спокойным голосом.

               Попробуйте угадать и назвать словами чувства ребенка и постепенно переключить его внимание на что-то «во вне» (предмет обстановки). Вечером этого дня на ужин дать ребенку любимую еду (не пир). Укладывая спать, побудьте подольше, поговорите. Спросите, нужен ли ночник. Если в эту ночь ребенок прибежит и попросится в вашу постель, пустить, но предупредить, что в следующий раз он останется в своей. Далее – спокойно, доброжелательно, но твердо провожать в свою кровать и, может быть, оставаться с ним пока не уснет.

               Несколько дней энуреза – норма. Если больше 2 месяцев – привести к психологу по утрате.

               Если после разговора ребенок становится раздражительным, капризным, слезливым, стремиться к уединению или «бесится» - нормально.

               Агрессивные игры – норма.

               Если в рисунках или историях тема болезни, смерти, крови – норма.

               Страшные сны – предложить обереги, иконки, игрушечное оружие, мишку-защитника или другие защитные средства.

               Ребенок пробует топить кошку в туалете, сжечь, посадить в клетку – к психологу по утрате.

               Если часто сосет палец, раскачивается, крутит волосы, грызёт ногти и т.п. – к психологу по утрате .

               Если плохо ведет себя в детском саду более месяца -   к психологу по утрате .

Меню сайта
Форма входа
Облако тегов