Нам всем очень хочется, чтобы ребенок получил хорошее образование. Институт. Университет. МГУ. Оксфорд.
И вот – начинается «гонка образования», выбирается няня, детсад, школа, нанимаются «учителей полки»…
И мы «протаскиваем» сопротивляющееся чадо по всем этапам заготовленного пути. Потому что сами такого не имели. Потому что хотим для ребенка лучшего. Потому что так надо. Потому что не хуже, чем у соседа.
А неблагодарное чадо учиться не хочет. Институт бросает. Да и потом, почему-то, не находит «сразу и вдруг» ну очень хорошую работу. Да и работа та оказывается так себе: то нелюбимой, то ребеночек наш на ней недостаточно оцененным.
Все обижены: и условия не созданы, и страна не та, и люди вокруг не те.

Интеллект как умение логически мыслить, образование еще не гарантируют успеха в жизни.
А что гарантирует?
Интеллект как комплекс, как домик, где есть и крыша, и стены, и окна-двери, и, главное, фундамент.


Фундамент – тактильный интеллект, тактильное мышление. Познание мира через ощущение и умение их анализировать. Это в самом раннем детстве, в младенчестве, еще до года. Когда чадо ползает по полу и на всё натыкается, всё пробует на вкус, пытается разобрать. Тут и горячий утюг. И гремящие кастрюли. И кидаемые из кроватки игрушки: «а как она упадет в этот раз?» А позже, годам к трем – и какие-то обязанности: подмести, постирать носочки, кружку свою помыть. Именно на этом строится всё остальное мышление: на личном физическом, контактном опыте.

 

Окна – образное мышление. Умение соотносить образ с архитипом. Уже трехлетний ребенок, впервые увидев хирургический стол, поймет, что это стол, а не полка или тележка. Способность соотносить образ и слово. Образная речь должна появляться годам к пяти: это и сказочные персонажи, загадки, пословицы, идиомы, условные обозначения. Но в практике я всё чаще сталкиваюсь с детьми, решающими тест «Пиктограммы» сильно слабее нормы.

Двери – вербальный интеллект. Если человек плохо говорит, если путается в двух-трех языках, которые в него пытались «впихнуть» в детстве или учится говорить с помощью малограмотной няни, то ему будет трудно воспринимать и речь учителя в школе, и нюансы общения с другими людьми. Да и самому точно выразить свои чувства и мысли вряд ли получится. Няня Пушкина – хорошо владела родной речью, родным словом: результат известен. Дети с речевым отставанием очень быстро начинают отставать и в других областях.

 

Стены – основа основ – социальный интеллект. Умение строить отношения с другими людьми. Всё, конечно, начинается с семьи: как поступают родители, как они взаимодействуют, как относятся друг к другу. Первые самостоятельные попытки – около 3 лет, в песочнице или на детской площадке. Еще под присмотром взрослых, с их указаниями и поддержкой. Потом – детский сад. Хорошо, если есть братья-сестры с не очень большой разницей – уже компания. Раньше были игры во дворе. Теперь есть группы общения в социальных центрах, кружки по интересам. Но ведь так нужно неформально, без взрослых, самостоятельно!
Потом – школа. Отношения с первым учителем во многом определит как будут строится отношения с начальником на работе. Кто я в коллективе? Как заслужить одобрение этого нового, значимого взрослого?
Подростковый возраст. Тут уже не до учебы, потому что главное – научиться строить отношения со сверстниками. И если «они тебя недостойны», «мой ребенок такой особенный», то не надо удивляться, что подросший ребенок не сможет построить отношения в профессиональном коллективе: учиться этому после 16-17 уже очень не просто, время упущено!

 Цемент, связывающий всё это - эмоциональный интеллект. Тоже очень рано, просто примыкает к тактильному. Это и разные плачи: когда больно, когда скучно, когда голодно. К 6 неделям чуткая мама уже это различает. Тут и понимание: если мне весело дергать маму за волосы, ей может быть и не весело (уже к году). И понимание, распознавание, называние своих эмоций. А это и не каждому взрослому под силу!
Известный эксперимент «Качающийся мост». Симпатичная девушка одним и тем же голосом с одной и той же интонацией (оттренировывали) задает несколько вопросам мужчинам на надежном каменном и качающемся мосту. А потом предлагает свою визитку («узнать результат»). Ей перезванивают с целью продолжить знакомство на порядок больше мужчин с качающегося моста! Они перепутали страх и возбуждение от девушки!!!

 

И, наконец, крыша – логический интеллект. Умение анализировать, синтезировать, сравнивать и сопоставлять, умение обобщать, делать выводы и находить нестандартные решения. Умение находить информацию. Умение находить нужное в потоке информации. Без всего предыдущего (без фундамента, стен, окон и дверей) крыша ну никак не удержится, «ПОЕДЕТ».




Меню сайта
Форма входа
Облако тегов