Е.Н. Краснокутская, педагог–психолог
ГОУ ЦППРиК «Ясенево»

Издание: Системная профилактика и коррекция школьной неуспешности: Сборник научных статей к Городскому круглому столу 27 апреля 2007 года. – М.: Крылья, 2007.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении следующих вопросов: воспитания детей, включения их в социальную и трудовую сферы, становления детей с ОВЗ как активных членов общества. Однако результаты многочисленных исследований (Г.Л. Аринина, Н.Ю. Иванова, В.Н. Касаткин, Н.Л. Коваленко, А.Г. Румянцев и другие) свидетельствуют о том, что появление в семье ребенка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются супружеские отношения, психологический климат. В результате – формируются дисгармоничные детско–родительские отношения.

Именно поэтому так важно, что бы родители принимали самое активное участие в процессе реабилитации.

Запрос на психолого–педагогическую помощь не всегда исходит от родителей. Как видно из схемы 1, медицинские учреждения так же могут направлять детей в ПМС центр, где оказывается психолого–педагогическая помощь семье. Образовательные учреждения так же обращаются в Центр за помощью, когда возникают проблемы с обучением ребенка. В этом случае особенно важно вовлечение родителей в реабилитационный процесс. Кроме того, в ходе диагностики при обращении в Центр могут быть выявлены проблемы ранее не известные родителям. Тогда специалисты Центра рекомендуют родителям индивидуальную коррекционную программу в соответствии с особенностями их ребенка, и таким образом так же формируют запрос на психолого–педагогическую помощь.

Ситуация, когда родители узнают о проблемах ребенка от медиков, уже сама по себе является психотравмирующей. На долю родителей выпадают сильные переживания, справится с которыми нелегко. Это ведет к обострению межличностных конфликтов в семье вплоть до распада семьи. Обостряются и внутриличностные конфликты. Порой родители не в состоянии самостоятельно пройти этот нелегкий путь преодоления кризиса и осуществления реабилитации ребенка. Оказать помощь в этом случае призваны специалисты ЦППРиК «Ясенево» (далее «Центр»).

Поиск ответа на вопрос «Почему так случилось с моим ребенком?» часто порождает у родителей комплекс вины. Иногда этому способствует и общественное окружение. Родителям приходится сталкиваться с жалостью, нетактичностью, нездоровым любопытством окружающих. Иногда окружающие относятся подозрительно: «ребенок не такой, значит с родителями что–то не так», и от них держаться на расстоянии.

Как следствие, семьи, где растет ребенок с ОВЗ, ограничивают круг своего общения, родители избегают новых знакомств, прогулок на детских площадках. Таким образом, социальная среда ребенка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, семья «закапсулирована», что отрицательно сказывается на процессе социализации.

Все это не способствует принятию родителями себя и своих детей такими, какие они есть. Они испытывают чувство ущербности и смотрят на проблему как на свой «крест», а не как на особое предназначение.

В таких условиях гиперопека часто является единственным способом самореализации для матери ребенка с ограниченными возможностями. В результате, часто дети окружены излишней опекой и используют свою ущербность, ревнивы, требуют повышенного внимания.

Так же существует недостаток информации, знаний и навыков, необходимых для создания оптимальных (иногда специальных) условий развития ребенка.

Помощь в решении этих проблем и составляет содержание психолого–педагогической работы с родителями. Необходимо так же формировать адекватное представление о месте детей с ограниченными возможностями в обществе, т.к. во все времена гуманистическая позиция состояла в том, что общество брало таких детей под защиту.

Как видно, перечень проблем довольно широк. Мы исходили из того, что отношение к ситуации (мотивация, цели, ценности) детерминирует поведение в данной ситуации. Нами во главу угла была поставлена проблема родительской позиции, отношения к ребенку, к его особенностям и их последствиям.

Главной целью помощи родителям была определена выработка активной родительской позиции в процессе реабилитации ребенка.

В связи с этим был поставлен ряд задач, которые необходимо решить:

ü сформировать мотивацию к такому участию;

ü научить родителей нести свою долю ответственности за ход процесса реабилитации;

ü научить эффективным способам взаимодействия с ребенком;

ü вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;

ü обучить навыкам реабилитационной помощи в домашних условиях;

ü сформировать адекватную самооценку.

Для реализации этих задач особенно важна согласованная работа различных специалистов, для обеспечения комплексной помощи родителям.

В соответствии с этим в практике реализуется поэтапная схема комплексной работы с родителями.


ПЕРВЫЙ ЭТАП.

Первичная диагностика ребенка и его семьи.

На этом этапе происходит первое знакомство родителей со специалистом (психологом, дефектологом, логопедом), который в дальнейшем будет проводить коррекционные мероприятия. Результаты диагностики важно преподнести родителям не как диагноз, а как оценку положения дел на сегодняшний день. Если специалист не просто выносит вердикт, а привлекает родителей к диагностике («посмотрите, как малыш хорошо справился» или «это пока не получается»), то родители меньше проявляют реакций сопротивления, когда результаты диагностики не слишком радужные. На первом этапе важно создание доверительного отношения к специалисту, побудительных мотивов, заинтересованности родителей в участии в процессе реабилитации. Для этого можно использовать следующие приемы при обсуждении результатов диагностики:

ü информировать родителей о состоянии ребенка с позиций особой гибкости детской психики и компенсаторных возможностях раннего возраста, подчеркивая важность раннего начала реабилитации;

ü объяснить значение их работы с ребенком в домашних условиях для выработки бытовых навыков;

ü показать, что перспективы развития ребенка – это также и перспективы развития возможностей мамы и семьи в целом;

ü помочь осознанию необходимости восстановления нарушенных функций ребенка для выживания в период, когда они не будут в состоянии оказывать помощь.

ü рассказать об опыте других семей в таком положении. Привести примеры, когда активность и сила воли родителей способствовали восстановлению, даже при неблагоприятном медицинском прогнозе;


ВТОРОЙ ЭТАП

Более глубокое знакомство коллектива специалистов с родителями, налаживание непосредственного контакта и т.д.

Необходимо ознакомить родителей с имеющимися в Центре формами работы с семьей.


ТРЕТИЙ ЭТАП

Коррекционно–педагогическая, психологическая, медицинская помощь семье.

Родителям ребенка поручаются реабилитационные мероприятия, которые должны проводиться регулярно изо дня в день и при этом не требуют специальных знаний и условий для проведения. К ним относятся лечебная гимнастика, развивающие занятия, прием препаратов и т.п.

Формы участия родителей на третьем этапе:

А) индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей;

На занятиях родители осваивают формы правильного и содержательного взаимодействия со своим ребенком, так как они являются самой заинтересованной в успехе реабилитации стороной и больше всего времени проводят с ребенком. Обсуждая результаты коррекционной работы важно радоваться успехам ребенка, говорить о вкладе родителей в успех, объяснять причины неудач, поощрять ребенка к самостоятельности, показывая его возможности. Это стимулирует родителей. Так же совместные занятия позволяют привести в соответствие возможности ребенка и уровень требований к нему. Совместное творчество способствует самовыражению, позволяет увидеть родителям в своих детях «особые способности и таланты», которых нет у других детей.

Б) просветительская работа через консультации, беседы.

Важно ориентировать усилия родителей не на дальнейший прогноз его психического развития, а на взаимодействие с ребенком в настоящий момент, на создание предметно–развивающей среды учитывающей особенности ребенка и значимости систематического проведения коррекционно–педагогических занятий в условиях семьи.

В) лекции для родителей

Лекции можно посвятить знакомству родителей с этапами психического развития ребенка; основами и принципами методов первоначального воспитания и обучения; организацией предметно–развивающего пространства для ребенка в семье; условиями реабилитации, лечения, ухода за ребенком в стационаре и дома; закономерностями аномального развития. В процессе лекций очень эффективно использовать видеосъемки и фотографии моментов взаимодействия детей с близкими взрослыми и педагогом–психологом, демонстрировать соответствующие развивающие упражнения. При этом отмечать важность наблюдения за реакциями своего ребенка и изменениями в его поведении для создания оптимальных условий развития.

Г) тренинг для родителей детей с ОВЗ

В ходе тренинга решаются следующие задачи:

ü выработка активной родительской позиции в процессе реабилитации ребенка;

ü снятие чувства вины родителей;

ü повышение самооценки участников;

ü самопознание, с точки зрения своего родительского поведения и родительской позиции;

ü развитие понимания родителями своего ребенка на основе личностно–ориентированного подхода;

ü выработка навыков диалогового взаимодействия с ребенком;

ü развитие синхронности в действиях родителей и ребенка;

ü повышение компетентности родителей в общении с детьми;

Для решения этих задач используются следующие методы: проведение дискуссий, мини лекций, выполнение упражнений, игры.

Участие в тренинге помогает родителям приобрести навыки решения конфликтных ситуаций с ребенком, научится эффективному взаимодействию с ним, решить некоторые личностные проблемы, осознать и оптимизировать свою родительскую позицию.

Д) клубная работа

В рамках Родительского клуба родителям предоставляется возможность:

ü узнать о программах работы с семьей;

ü встретиться с родителями такого же ребенка, уже имеющими определенный опыт и оказывающими поддержку другим семьям;

ü с помощью специалиста получить информацию, связанную с заболеванием ребенка, его реабилитацией, обучением;

ü проконсультироваться у юриста о правах семьи, воспитывающей ребенка–инвалида;

ü получить консультацию психолога.

ü провести совместный досуг

Таким образом, работа в клубе помогает решить не только личностные проблемы, но и выработать социальные навыки в преодолении трудностей, возникших с появлением ребенка с ограниченными возможностями. Целесообразно так же проведение выставок работ детей и родителей, выезды на природу, проведение праздников.

В результате:

ü Родители видят, что вокруг есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы;

ü Убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в реабилитации ребенка ведет к успеху;

ü Видят важность раннего вмешательства;

ü Принимают неискаженную реальность без обещания «золотых гор», получают объективную информацию, с описанием перспективы;

ü Понимают, что путь к цели будет трудным и долгим. Владея полной картиной настоящего и реальным прогнозом, родители могут принять осознанное решение и нести ответственность за последующие шаги.

Особенно важно то, что реализация планов реабилитационной работы с детьми с различными нарушениями может быть достигнута только при тесном сотрудничестве всех специалистов участвующих в этом процессе – юриста, педагогов, социальных педагогов, психологов, врачей – с родителями такого ребенка.

Раннее включение родителей в коррекционную работу с ребенком позволяет, в большинстве случаев, нейтрализовать переживания родителей, изменить их позицию по отношению к воспитанию проблемного ребенка, а также сформировать адекватные способы взаимодействия со своим малышом.

Исследования подтверждают выводы о том, что использование в комплексной реабилитации методов педагогической коррекции не только оказывает помощь ребенку, но и делает стиль внутрисемейных отношений здоровым, радостным и помогает родителям непрерывно совершенствоваться в воспитании своего ребенка.

Литература

1. Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6–ти т. – Т.3. Проблемы развития психики /Под ред. А. М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1983.

3. Качесов В.А. Основы интенсивной реабилитации ДЦП.

4. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Научно–практическое руководство. – СПб., 2004.

5. Половинкина О.Б. Психолого–педагогическая работа педагога дефектолога с матерью в отделении по выхаживанию и реабилитации маловесных детей. Статья. – Институт коррекционной педагогики, 2004.

6. Репринцева Г.И., Петрова Е.Ю., Заморев С.И., Кудрявцева С.В., Евстигнеев Т.Д. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития.

7. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. Пособие для студ. высш. учебн. заведений /Ред.– сост. Б.Д. Эльконин. – М.: Академия, 2004.

 

Источник

М.С.Расницына: Это примерно то же, что в предыдущих работах педагогов-психологов. Т.е. педагогический взгляд со всеми его плюсами и минусами.


 

Меню сайта
Форма входа
Облако тегов