Мария С.Расницына, Тезисы выступления на семинаре в ЦПМСС "Вера", весна 2012 г.
(Адаптация к детскому саду - по ссылке.)


Семейные ценности и адаптация к школе.



 1.      Каждая семья в процессе своей эволюции формирует определенные стереотипы поведения (паттерны), семейные правила (гласные и негласные) и семейные мифы. Последние – не поддаются изменению в работе психолога. Работа ведется в основном на уровне паттернов. (А.Варги «Системная семейная психотерапия»).  Ценности человека закладываются очень рано, в дошкольном детстве параллельно половой идентификации. (В.Мухина «Возрастная психология. Феноменология развития»). И относятся они ко всем трем параметрам семейной системы. Под ценностями в данном случае я имею в виду материальные, духовные, образовательные, уровень и оценка успеха, семейное положение, размер семьи и взаимоотношения в ней и т.п. Для своих нужд я разработала очень простой экспресс-метод оценки ценностных ориентиров (Сборник Международного научного форума «Современные тенденции психологической науки и практики» апрель 2012), который можно применять при школьном обследовании. Если есть возможность работать в индивидуальном подходе – можно получить те же результаты в обычной беседе.


2.      На сегодняшний день в школе формирование ценностей коллектива происходит целиком под влиянием личности первого учителя. октябрятские правила и нормы строителя коммунизма, как, впрочем, и православные нормы, остались в прошлом. Данные Социометрическое обследование по методу Морено, проведенные в школе 169 с первого по пятый класс наглядно показали, что коллектив класса формируется именно в этот период. И задается личными качествами и предпочтениями учителя: послушание или инициативность, аккуратность или быстрота, точное следование схеме или креативность, иногда меркантильность, уважение к силе, гендерные предпочтения или взаимоотношения с родителями и другие параметры, по которым учитель невольно оценивает учащихся. И те дети, которые соответствуют представлениям учителя, становятся «звёздами» и «предпочитаемыми» в классе, а те, чьи ценности не соответствуют критериям учителя, оказываются среди «избегаемых» или даже «отвергаемых».Таким образом, адаптация к школьному коллективу зависит от близости семейных ценностей учащегося и первого учителя. Это очень распространенная проблема обращения к школьному, детскому или семейному психологу.


3.      Понятно, что изменять систему ценностей семьи под данного конкретного учителя не разумно. Но можно расширить репертуар ролевого поведения ребенка. Оптимально делать это в группах, например, группа из плохо адаптируемых первоклассников. Группы для учащихся начальной школы с разделением по возрасту. Но неплохого результата удается достичь и при работе с семьей (родители + ребенок, мама + бабушка + ребенок, мама + ребенок). Работа отдельно с ребенком малоэффективна. Я обычно использую методы игровой ролевой терапии. Подбираю сказки таким образом, чтобы сначала ребенок играл «свою» роль. Например, Зайка в сказке «Заюшкина избушка», если ребенок предпочитает поведение «жертвы» (роли по В.Сатир «Семейная психотерапия»). Затем какую-либо нейтральную роль и только в конце совершенно новую, «чужую» роль. В семейной терапии мы разыгрываем 4-6 таких сказок по ролям с ребенком и родителями. После каждой сессии идет обсуждение «кем было луче всего», «кем труднее» и «почему». Обсуждаем с семьей, где ребенок вёл себя как тот или иной герой сказки. Просим представить себе, как бы поступила Лиса, Петушок. Хорошо помогают домашние задания: нарисовать героев, попробовать вести себя как кто-то из них. А следующее занятие начинаем с обсуждения, где удалось поступить как герои сказки. Если нет возможности работать с семьей, то можно играть и с психологом.



Меню сайта
Форма входа
Облако тегов