материал подготовлен по лекциям моего уважаемого учителя Т.П.Авдуловой


Адаптация к детскому саду

На ту же тему: "Исповедь воспитателя"



Когда отдавать.

Можно отдавать в 2-3 года, но обязательно отдавать в 5-6 лет, т.к. родители не могут дать ребенку навыков социального общения со сверстниками, а 5-6 лет синзитивный период их освоения.



У 2-3 летних:

- еще нет потребности в общении со сверстниками;
- еще сильна потребность в близком взрослом;
- пик нормативных страхов незнакомых людей и ситуаций;
- ребенок ориентирован на персональное внимание (в детском саду в норме воспитатель – универсальный взрослый, без личного контакта – это даже запрещено должностной инструкцией).



От чего зависит успешность адаптации к детскому саду:

  • От типа эмоциональной привязанности к матери. Дети с устойчивой привязанностью легче адаптируются, с тревожной – труднее, с дезорганизованной привязанностью – практически не адаптируются, «не садовские» дети.

  • Режим дня совпадает с режимом детского сада.

  • Рацион питания сходен с садовским.

  • Физически здоровые, без хронических заболеваний, не часто болеющие. Для адаптации ребенку нужны силы, которые болезнь отнимает. Каждая болезнь дает некоторую регрессию и задержку в развитии. После болезни более двух недель процесс адаптации необходимо начинать заново.

  • Развиты навыки самообслуживания в соответствии с возрастом.



    Девочек лучше отдавать после 3 лет, а мальчиков после 3,5 лет. Или отдавать до года, когда нет эмоциональной привязанности и она формируется на сверстников. Такой ребенок вырастет более социально адаптированным, но есть некоторый риск, что он не будет способен к сильным глубоким высшим чувствам. Т.е. риск эмоциональной привязанностью (сейчас к родителям, потом – к другу, в итоге – к жене, ребенку).

    Для мальчиков адаптация к детскому саду вообще имеет ряд сложностей: до 3 лет у них важна эмоциональная привязанность к матери, а после кризиса трех лет сразу возникает первичное сексуальное влечение к родителю противоположного пола – следующее сцепление с мамой. Поведенчески лучше отдавать мальчиков в сад в 2 года, а содержательно – с 3,5 лет.

    Лучше любящая бабушка, чем детский сад (до 5 лет), но это приводит позднее к проблемам в детско-родительских отношениях.

    Няня - отдельная история. Очень и очень отдельная! (См. другой лист).




    Форма адаптации:

    ЛЕГКАЯ. Безболезненно в течение месяца. 2-3 дня – гуляем на площадке с группой (лучше вечером, чтобы ребенок видел как детей забирают). 2-3 дня – мама в группе. Со второй недели – без мамы на полдня до обеда. Еще неделя – то же + дневной сон. Не задерживаться на каждой фазе!!! Проговаривать время, когда ребенка заберут и забирать без опозданий (маме лучше не работать).

    СРЕДНЯЯ. Все периоды увеличиваются, ребенок испытывает нервное напряжение. Адаптация длиться несколько месяцев.

    ТЯЖЕЛАЯ. Адаптация затягивается на полгода и более. Ребенок уходит в болезни, они удлиняются, нарастает психосоматика. Снижается аппетит, появляется слабость и т.п. В этом случае лучше забыть про сад на год и посещать кружки, секции, развивающие группы – для социализации. Лучше коллективный спорт. Плавание – для укрепление здоровья.

    При пропуске детского сада более 2 недель – начинать процесс адаптации заново.




    В период адаптации к детскому саду категорически НЕЛЬЗЯ

  • Наказывать ребенка садом («Вот пойдешь в садик, тогда и …»).

  • Отрицательно отзываться о воспитателях и работниках сада в присутствии ребенка.

  • Менять режим дня в выходные и период болезни.

  • Отучать от чего-нибудь (соска, памперсы и т.п.), приучать к чему-то новому (отдельная комната, новая диета и т.п.), выдвигать новые требования (новые обязанности, новые «горизонты» и т.п.


Лучше отводить в сад тому родителю, к которому ребенок меньше привязан (папе). Должен быть ритуал прощания, но очень короткий, не затянутый. Родитель должен действовать спокойно и уверенно. Не сожалеть, ни сюсюкать, ни откликаться на затягивание ребенком прощания.


Обязательно точно говорить, когда ребенка заберут, не опаздывать.


Возможно давать мягкую игрушку с собой (1-2 недели) или фотографию родителей. Это дает ребенку чувство безопасности.


(М.С.Расницына: Об адаптации к школе - см.ссылку.)


                           НАШИ ДЕТСКИЕ ГРУППЫ


Меню сайта
Форма входа
Облако тегов